Толкование на 4-я книга Царств, Глава 6 , Ефрем Сирин преподобный

Автор неизвестен, VI в до Р. X., Вавилон

Псалтирь

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Ефрем Сирин преподобный
1И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас;
Эти слова были исполнены апостолами: дом для жертвоприношений закону был слишком тесен для них. И когда они поняли, что место для собраний евреев было не достаточным для величия Евангелия, то начали строить святую Церковь, где они собирали сынов Божьих, которые праведны. Это именно то, на что издавна указывал им Исайя словом Господа, когда говорил: Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли (6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.Ис. 49:6).

Источник

Ефрем Сирин, Комментарии на 4-ю книгу Царств .
2пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите.
3И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду.
4И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья.
5И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание!
6И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор.
Это символ обозначает падение Адама. Ибо вода представляет образ греха. Да, водой грех искупается - потопом во времена Ноя (Ср.17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.Быт. 6:17) и при скончании времен; он был смыт водой святого крещения нашим Господом, когда Он принял крещение в Иордане от Иоанна, был вместе с грешниками и вкушал с ними, и в Страстях Его был причислен к разбойникам. Дерево утонуло, а железо появилось, потому что Эммануил умер, был погребён и сошёл в глубины преисподней, и оттуда Он возвратился, а в Своем восхождении Он поднял Адама из бездны на высоту.

Источник

Ефрем Сирин, Комментарии на 4-ю книгу Царств. OPERA 1:534.
*** Сухое дерево у Елисея извлекло из глубины железо; тело же, сделавшееся у монаха сухим от поста, извлекает из глубины душу.

Источник

51. Советы подвижникам.
7И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его.
8Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан.
9И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли.
10И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два.
11И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским?
12И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей.
13И сказал он: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его. И донесли ему и сказали: вот, он в Дофаиме.
14И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город.
15Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать?
16И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними.
17И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея.
18Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея.19И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию.
Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотой по слову Елисея. Венадад, царь арамейский, послал большую армию, чтобы окружить город Дофаим, и приказал схватить Елисея, который там жил в то время. И вот его слуга увидел армию арамейцев и ужаснулся. Но Елисей открыл глаза молодого человека и показал ему столбы огня, которые Господь воздвиг вокруг него против арамейцев, и его ужас исчез. В то же время (врагов) поразила слепота, и они не знали, куда идут. Они просили Елисея быть их проводником; он привел их в Самарию, и они оказались замкнутыми внутри стен. Их глаза открылись, и они поняли опасность, в которую добровольно попали. Но Елисей повелел, чтобы никто их не трогал, и по его приказу царь Иорам тепло принял их. После большого пира он отправил их в свою землю с миром. Вот символическое значение этого отрывка. Господь предсказал через пророка Исайю: Ибо огрубело сердце парода сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули (10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.Ис. 6:10). Сыны Авраама ослепли по праведному суду Бога за их порочность. Это они кричали, чтобы Спаситель мира был убит, они пытались искоренить память о Нём, но Христос обратил их от порочности к добродетели, избавил Своих гонителей от слепоты и дал им хлеб Небесный. Затем Он рассеял их по всей земле, чтобы они говорили о Его чудесах. Таковы были те, кто вернулись с Голгофы, били себя в грудь (Ср. 48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.Лк. 23:48) и говорили Симону и другим апостолам, умилившись сердцем: Что нам делать, мужи братия? (37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?Деян. 2:37). Таковым был и Савл, гонитель Церкви, чьи глаза были открыты, но не видели (Ср. 8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.Деян. 9:8). Его глаза Бог чудесным образом закрыл, но очень скоро открыл (Ср. 18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,Деян. 9:18), и ему Он повелел возвещать имя Его пред народами, царями и сынами Израилевыми (Ср. 15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.Деян. 9:15).

Источник

Комментарии на 4-ю книгу Царств. OPERA 1:534-535.
20Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: Господи! открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в средине Самарии.
21И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой?
22И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему.
23И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву.
24После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и выступил, и осадил Самарию.
После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и выступил, и осадил Самарию. Это тот самый Венадад, который был осуждён Богом на смерть; и Ахав получил приказ убить его (См. 28 И подошел человек Божий, и сказал царю Израильскому: так говорит Господь: за то, что Сирияне говорят: "Господь есть Бог гор, а не Бог долин", Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я - Господь.29 И стояли станом одни против других семь дней. В седьмой день началась битва, и сыны Израилевы поразили сто тысяч пеших Сириян в один день.30 Остальные убежали в город Афек; там упала стена на остальных двадцать семь тысяч человек. А Венадад ушел в город и бегал из одной внутренней комнаты в другую.31 И сказали ему слуги его: мы слышали, что цари дома Израилева цари милостивые; позволь нам возложить вретища на чресла свои и веревки на головы свои и пойти к царю Израильскому; может быть, он пощадит жизнь твою.32 И опоясали они вретищами чресла свои и возложили веревки на головы свои, и пришли к царю Израильскому и сказали: раб твой Венадад говорит: "пощади жизнь мою". Тот сказал: разве он жив? он брат мой.33 Люди сии приняли это за хороший знак и поспешно подхватили слово из уст его и сказали: брат твой Венадад. И сказал он: пойдите, приведите его. И вышел к нему Венадад, и он посадил его с собою на колесницу.34 И сказал ему Венадад: города, которые взял мой отец у твоего отца, я возвращу, и площади ты можешь иметь для себя в Дамаске, как отец мой имел в Самарии. Ахав сказал: после договора я отпущу тебя. И, заключив с ним договор, отпустил его.3 Цар. 20:28-34). Но он оставил его в живых и отправил обратно с миром. Поэтому арамейцы осадили город и продолжали осаду много дней. Поскольку армия осадила всю прилегающую территорию, в городе не хватало хлеба и начинался голод. Горожане, не находя обычной пищи, набрасывались на трупы. И Писание рассказывает, что были матери, решившие убить своих детей, чтобы утолить голод. После того как одна из них предала своего сына смерти, а ее подруга по преступлению спрятала своего сына (чтобы спасти его), между ними возник спор, и обе отправились к судье. И они начали излагать свои доводы перед царем, то есть Иорамом, сыном Ахава. Царь, видя, что ему предстоит суровый суд, страшно разгневался на Елисея. Ибо он думал, что (пророк) был причиной его несчастья. Потому он сказал: «Вчера он отдал много всего арамейским грабителям, а сегодня он дал достаточно хлеба своим ученикам, и у них нет недостатка в пище, но он не заботится о людях в городе и бросает их в нужде». Тогда он поклялся, что в этот же день отомстит Елисею за кровь его народа. Однако Иорам не имел права обвинять пророка: скорее надо было винить Ахава, его отца, который насмехался над пророками. Ведь если бы их слова убедили его и он убил бы Венадада, этот царь никогда бы не захватил Самарию и не вверг бы их в такие несчастья. С символической точки зрения, жестокий голод, который терзал самаритян столь долгий период времени и который заставил их питаться таким отвратительным образом, указывает на отсутствие небесной пищи, что затронуло в те дни все народы на земле. Итак, город в Самарии означает все человечество, и голод в нём - образ голода у всех. Но Елисей своей молитвой и милостью Христа заставляет его исчезнуть; больные укрепились его силой, и сытые работают из хлеба (5 сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.1 Цар. 2:5). Это означает, что апостолы, вестники (Евангелия), передали язычникам знание о спасении, и оно потекло, как предсказывал Исайя, как воды наполняют море (9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.Ис. 11:9). Таким же образом подтвердилось пред Богом, что жатву глупого съест голодный, и жаждущие поглотят имущество его (5 Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его.Иов. 5:5), как сказал товарищ праведного Иова. Как самаритяне расхищали пищу, собранную для арамейцев на нужды армии, принеся все в своё войско, так и Церковь язычников взяла священные книги, сохранявшиеся в еврейских синагогах, и отдала их на благо своих потомков.

Источник

Комментарии на 4-ю книгу Царств. OPERA 1:535-536.
25И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета - по пяти сиклей серебра.
Голод в Самарии стал настолько ужасен, что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра. Голова осла, которая, как сказано в Писании, была настолько дорогой, означает учение, основанное на безумных идеях философов и ученых сего мира. И эта пища была отвратительной и гнилой, но она была драгоценной, покуда голод царил на земле, и не было Того, Кто бы вмешался и дал хлеб детям, просившим его, то есть до пришествия Христа. И четвертая часть каба голубиного помета продавалась по пяти сиклей серебра. И даже если символ не подобает Слову, но, поскольку праведники сравниваются с голубем, мы говорим, что каб голубиного помёта представляет собой учение закона Моисея, если мы сравним его с Евангелием Христа. Итак, можно сказать, что эта была грязь, но грязь очень ценная для иудеев в то время - она закрывала им глаза, которым вскоре предстояло открыться через духовное омовение и Евангелие Христа.

Источник

Комментарии на 4-ю книгу Царств. OPERA 1:536.
26Однажды царь Израильский проходил по стене, и женщина с воплем говорила ему: помоги, господин мой царь.
27И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? с гумна ли, с точила ли?
28И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: эта женщина говорила мне: "отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра".
29И сварили мы моего сына, и съели его. И я сказала ей на другой день: "отдай же твоего сына, и съедим его". Но она спрятала своего сына.
30Царь, выслушав слова женщины, разодрал одежды свои; и проходил он по стене, и народ видел, что вретище на самом теле его.
31И сказал: пусть то и то сделает мне Бог, и еще более сделает, если останется голова Елисея, сына Сафатова, на нем сегодня.
32Елисей же сидел в своем доме, и старцы сидели у него. И послал [царь] человека от себя. Прежде нежели пришел посланный к нему, он сказал старцам: видите ли, что этот сын убийцы послал снять с меня голову? Смотрите, когда придет посланный, затворите дверь и прижмите его дверью. А вот и топот ног господина его за ним!
33Еще говорил он с ними, и вот посланный приходит к нему, и сказал: вот какое бедствие от Господа! чего мне впредь ждать от Господа?