Взятие Христа стражею - Репин Илья Ефимович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Взятие Христа стражею
Взятие Христа стражею
Автор: Репин Илья Ефимович
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Произведение: Взятие Христа стражею
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: реализм
Дата создания: 1886 г.

Описание произведения.

Отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев пришел, чтобы схватить Христа и предать смерти. Центральный эпизод, предшествовавший сцене ареста - поцелуй Иуды, предавшего своего учителя: «Иуда, взяв отряд [воинов] и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. <…> Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его». (Ин: 3-9; 12).

Художник сознательно пишет картину довольно широкими мазками, так что контуры и границы фигур остаются размытыми. Кажется, что зритель ослеплен внезапно появившимися факелами, направленными прямо на Спасителя. Фигура Иисуса являет собой центр композиции. К нему устремляются вооруженные воины, предательски сжимается в испуганной гримасе Иуда, но все внимание невольно приковывается к ясному лику Христа. В его глазах мы видим глубокое смирение перед тем, что должно исполниться.



История создания.

Евангельские темы возникали в творчестве Репина большими циклами. В 1880-1890-е годы он разрабатывает их в графических листах. В эти же годы и позднее Репин обращается к живописным эскизам на сюжеты из Нового Завета, останавливаясь на самых драматических эпизодах: «Истязание Христа», «Гефсиманская ночь» и другие. Произведения на библейские и евангельские сюжеты не всегда были бесспорной удачей Репина. Но над каждым из них художник трудился с полным самозабвением, с абсолютным погружением в поставленную задачу.

Картина «Взятие Христа под стражу» продолжает линию репинского психологизма. Мотив противостояния, молчаливого противоборства Христа и вооруженных стражников, пришедших совершить бесчинство, поражает силой духовного напряжения. Этому способствуют мастерство композиции и живописного решения, а также контрасты сопоставлений, в основе которых — борьба света и тени. Психологическая острота и предельная Полотно Репина «Взятие Христа под стражу» изображает трагические события, произошедшие в Гефсиманском саду, сразу после моления эмоциональность полотна выражается и с помощью колористического решения - мрак сада освещают алые всполохи огня. Экспрессивные мазки, расплывчатость фигур - все это создает внутреннее ощущение тревоги и внезапности происходящего.

Отношение автора к вере.

Илья Репин воспитывался в глубоко верующей. Мать художника была женщиной религиозной, не раз в доме принимала странников, многие из которых рассказывали о житиях святых и Святой Земле. Двоюродная сестра художника Эмилия (в монашестве Олимпиада) была монахиней в Никольском монастыре на Харьковщине. Эти факты биографии близких Репина, безусловно, свидетельствуют о том, в какой атмосфере и окружении происходило становление будущего живописца. На глубоких христианских ценностях складывался духовный мир художника. Не случайно значительное место в его творчестве занимали библейские сюжеты, более того Илья Репин не раз брался за написание икон. Им были написаны образы Спаса Нерукотворного и святых Веры, Надежды, Любови для иконостаса церкви в Абрамцево, иконы для церкви в своем имении Здравнево. Для Харьковской губернии художником были написаны иконы евангелистов Марка и Иоанна, ныне находящиеся в собрании Харьковского художественного музея.

Как человек православный, И.Е. Репин был убежден, что должен посетить Святую Землю. В 1898г. он совершил туда настоящее паломничество, чтобы самому увидеть места, где ходил и проповедовал Христос. В своих воспоминаниях художник пишет: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия». Подобные поступки и мысли свидетельствуют о том, что художник стремился познать истину и укрепить свою веру.

Биография.

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 г. в Чугуеве (ныне Харьковская область) в семье военного поселенца. Семья не имела твердого материального положения, молодой Репин рано стал зарабатывать сам – он занимался иконописью и решил скопить денег, чтобы поступить учиться в Петербург. Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город не вернулся, а стал слушателем подготовительной вечерней школы. Позднее он все-таки добивается своей цели и в период с 1864—1871 гг. учится в Академии художеств. Под впечатлением путешествия по Волге создает картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая сразу принесла ему известность. В 1873—1876 гг. на средства Академии он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.

В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. живописец достигает вершины мастерства. В 1878 г. Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», 1879 г.; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883 гг.). Позднее он обращается к теме революционной борьбы («Отказ от исповеди», 1879—1885 гг.; «Арест пропагандиста», 1880—1892 гг.; «Не ждали», 1884— 1888 гг.). Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В. В. Стасова (1873 г.), М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова (оба 1881 г.), Л. Н. Толстого (1887 г.). Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891 гг.).

В 90-х гг. Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX в. вернулся на прежние позиции. В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора. Среди его учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев.

С 1899 г. Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917 г. оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, неодобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России. Живописец ушел из жизни 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий