Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Maker of all! be Thou my guard» (Создатель всего! будь моим стражем.) – духовное произведение Й.Гайдна для хора без сопровождения или в сопровождении органа. Композитор написал сочинение, используя текст сорокового псалма Давида на английском языке. Это сочинение, простое по строению, торжественного характера, прославляет Господа. Композитор выбрал детские голоса для исполнения сочинения, добившись чистого и светлого звучания.
Хвалебный гимн, небольшой по объему, концентрирует внимание слушателей на словах – композитор избегает вычурности в движениях партий, применяя старинную мелодию, как инструмент выразительности не в ущерб священному тексту.
История создания.
Произведение «Maker of all! be Thou my guard» Й.Гайдна известно с 1794 года. Композитор представил его в свои лондонские сезоны, как дань почтения англичанам, любившим жанр духовного гимна – антема, доведенным до совершенства еще Г.Ф.Генделем. Сочинение Генделя в этом жанре совсем другого рода – это смиренная и чистая детская молитва, а не торжественное концертное произведение. В настоящее время гимны Й.Гайдна исполняются лучшими капеллами мальчиков, а также записываются.
Отношение автора к вере.
Йозеф Гайдн родился в традиционной католической семье. В юности ему удалось устроиться хористом в главный венский собор Святого Стефана, что было огромным счастьем, несмотря на скудное обеспечение. Здесь будущий композитор досконально изучил богослужение и вырос музыкально – все хористы получали обучение. Сам композитор был искренне религиозен – по свидетельствам исследователей все свои сочинения он начинал словами «во Имя Господа», а заканчивал фразой «хвала Господу», когда же у него были затруднения в сочинительстве, композитор обращался к четкам, называя эту практику «особенно эффективной».
Композитор всю жизнь боролся с трудностями, но нисколько не озлобился – напротив, все друзья и знакомые говорили о легком характере композитора, добром и веселом нраве, а хористы князя Эстерхази называли своего руководителя «отцом» за его заступничество и отстаивание их интересов. И еще одним редким качеством обладал композитор-смирением, он всегда стремился учиться, прислушиваться к советам и совершенствоваться. Йозеф Гайдн был щедро одарен Богом за свое трудолюбие, настойчивость и веру. Ему совершенно чуждо было уныние и жалобы. Композитор написал великолепные духовные сочинения, которым и сегодня нет равных – они самобытны, неповторимы и заслуживают самого пристального внимания.
Биография.
Родился Франц Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, в семье каретных дел мастера. Родители будущего композитора очень любили домашнее музицирование и рано заметили музыкальные способности мальчика. В возрасте пяти лет мальчика отправили с дядей в город Хайнбург- на -Дунае для обучения искусству музыки, а уже в 1740, восьмилетнего Гайдна взял хористом директор капеллы мальчиков венского собора Святого Стефана. Композитор пел и совершенствовал свои музыкальные познания в капелле в течение следующих девяти лет, среди которых несколько лет вместе со своими младшими братьями. Он освоил игру на музыкальных инструментах, написал две достойные внимания краткие мессы, но мутация голоса положила конец этому периоду жизни юного Гайдна.
Следующее десятилетие композитор провел в борьбе за выживание – он брался за любую музыкальную работу и даже устроился слугой к известному композитору, проживающему в Вене, Николя Порпорре. О его дорогих уроках бедный юноша мог только мечтать, но зато композитор разрешил ему присутствовать на всех уроках, не мешая другим ученикам и ничем себя не выдавая. Эти уроки композиции, а также изучение творений Эммануила Баха, теории предмета и множества партитур стали «университетами» Йозефа Гайдна и прославили его впоследствии на весь мир.
В 1760 году композитор женился, но брак не был счастливым для обоих супругов – композитор ушел с головой в работу. Он был задействован в нескольких проектах в Вене, а в 1761 получил приглашение князя Эстерхази занять постоянную и почетную должность капельмейстера. Композитор с радостью согласился – он переезжал вместе с двором князя и пользовался большими привилегиями. Князь любил жить в родовом имении вдали от Вены и для Гайдна это было своего рода и испытанием, и опытом – он пишет очень много инструментальной музыки, оттачивая свое мастерство, обращается к жанру оперы и, после смерти бывшего главного капельмейстера, отвечает за сочинение церковной музыки. К композитору приходит международное признание, его сочинения печатаются и исполняются в разных уголках мира, он становится дружен с лучшими музыкантами Европы, особенно с В.А.Моцартом. В 1781 года Гайдн посвящает сочинения императору Павлу, а императрице российской дает уроки.
Новый князь Эстерхази в 1790 году распускает оркестр, назначает композитору достойные выплаты на постоянной основе, аГайдна уже ждет лондонская публика – результатом гастролей стали прекрасные12 симфоний, присвоение звания почетного доктора Оксфордского университета и ученик Людвиг ван Бетховен, которого Гайдн слушал в Бонне на обратном пути.
Следующее десятилетие композитора было увенчано славой, почетом и достатком. Он написал свои лучшие оратории и мессы, приумножив уже достигнутую известность многократно Гайдн, Моцарт и Бетховен определили так называемую «венскую классическую школу». Старость Йозефа Гайдна была непростой, но счастливой – семья Эстерхази обеспечила ему должный уход и уважение. Страдал композитор только от невозможности писать музыку из-за слабости, его биограф записал слова композитора: «Мне нужно что-то делать-обычно музыкальные идеи преследуют меня, мучают, я не могу от них убежать, они стоят передо мной стеной. Если меня преследует «аллегро», мой пульс учащается, я не могу заснуть. Если это «адажио», то я замечаю, как медленно бьется мой пульс. Мое воображение играет со мной, как с клавиром. Гайдн улыбнулся, кровь бросилась ему в лицо, и он сказал: "Я действительно просто живой клавир."
Умер композитор при наступлении на Вену французских войск 31 мая 1809 года, 15 июня на панихиде исполнялся «Реквием» Моцарта. Композитор запомнился слугам и всем окружающим заботливым отцом – когда падали бомбы рядом с домом, он говорил: "не бойтесь, дети, там, где Гайдн, вам ничего не грозит!"
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь.
Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его.
Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его.
Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою.
Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?»
И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует.
Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло:
«слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более».
Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.
Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.
Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною,
а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки.
Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!