yandex

«Крещение Христа» - Верроккьо Андреа

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Крещение Христа»
«Крещение Христа»
Автор: Верроккьо Андреа
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Произведение: Крещение Христа
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Ранний Ренессанс
Дата создания: 1475 г.

Описание произведения

«Крещение Христа» — самое известное живописное произведение Верроккьо. Картина написана в конце периода Раннего Возрождения в Италии. «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!». (Лк.3:21-22).

Центральной фигурой является Иисус, молитвенно сложивший руки и преклонивший главу. Прозрачные воды Иордана омывают Его стопы. Почтительно отступивший Иоанн, возливает из чаши воду на главу Христа, в руке его трость, увенчанная равноконечным крестом и развевающейся лентой с латинской надписью: «се Агнец Божий». Слева два коленопреклоненных ангела взирают на совершающееся таинство. В своем произведении Верроккьо раскрыл и вторую суть праздника – Богоявление. Он изобразил два других Лица Пресвятой Троицы: Духа в виде голубином, исходящего от рук Бога-Отца. В изображении фигур, участников сцены Крещения, чувствуется еще влияние традиций средневековой живописи. Они кажутся бестелесными и плоскими, их движения и жесты угловаты и скованы, как будто они движутся только в двух измерениях. Выражения лиц кажутся отвлеченными и лишенными индивидуальности. Это образы-символы, величественные и одухотворенные. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы. И пейзаж, и фигуры, и вся композиция кажутся условными.

История создания

Картина была заказана бенедиктинским монастырём валломброзианов Сан-Сальви, в котором и находилась до 1530 года. Будучи, прежде всего, скульптором, Андреа Верроккьо выполнял живописные заказы с перерывами, отодвигая завершение работы. Он попросил дописать начатое своего ученика, Леонардо да Винчи. Центральные фигуры уже были написаны в типичной для Верроккьо манере - суховатой, линеарной, с изысканными силуэтами фигур. Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась, ставшая потом знаменитой, леонардовская техника «сфумато». У его ангела утонченные черты лица, изящный нимб, мастерски выписанные волосы… – во всем видна блестящая работа над деталями и композицией. Вокруг этого ангела как будто преображается пространство. Да Винчи написал и часть пейзажа позади ангелов, основой для которой послужил сделанный им рисунок с изображением долины реки Арно. Работа молодого живописца поразила Верроккьо. Согласно легенде, записанной Вазари, учитель признал себя побеждённым учеником и сказал, что больше никогда не будет писать.

Отношение автора к вере

Андреа Верроккьо — знаковая фигура эпохи Возрождения. Трудолюбивый, многоплодный и гениальный мастер был по достоинству оценен современниками. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые». (Мф.7:17). Но особенно важно, и это видно лишь спустя сотни лет, что его мастерская стала благодатным местом для развития многочисленных самобытных талантов.

У самого знаменитого ученика Андреа Верроккьо, Леонардо да Винчи, в одном из трактатов прозвучала очень важная мысль: «Где нет Духа Божия, там нет искусства, а где мысль не работает рядом с рукой – там нет художника». Идея соединения Божественного промысла с человеческим действием вдохновляла Верроккьо как представителя эпохи Возрождения. Сродни его современники, он ощущал себя орудием в руках Божьих, соработником Творца и Создателя. Из этого источника вышли произведения, которые так гармоничны и совершенны, актуальны и современны для последующих поколений.

Биография

Итальянский скульптор, живописец и ювелир эпохи Раннего Возрождения, Андреа ди Микеле Чони родился во Флоренции в 1435 году. Сведения о его жизни скудны. В юности Андреа хотел стать ювелиром и учился у мастера Верроккьо, имя которого и унаследовал. Биографы отмечают влияние на его творчество таких мастеров как А.Бальдовинетти, Дезидерио да Сеттиньяно и А.Поллайоло. Падение спроса на ювелирные изделия побудило Андреа дель Верроккьо обратиться к декоративной резьбе. Одна из первых работ художника в этой области — украшение капеллы собора в Орвието в 1461 году.

В эпоху кватроченто художники писали в основном на заказ, и большую роль в их творческой жизни играли меценаты. Художественные мастерские исполняли любой каприз – от росписи глиняного кувшина до серьезного архитектурного проекта. Изначально Андреа, как бывший ювелир, был привязан к утонченной декоративности. Именно потомственные ювелиры эпохи Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие бронзовой литой пластики. Они умели пользоваться чеканкой и гравировкой, умели шлифовать металл и понимали его специфику. Одним из лучших в этой области стал Андреа Верроккьо. Бронза, с ее прочностью и стойкостью, дающая возможность с большой точностью отделывать детали, стала его главным и любимым материалом. Самыми известными работами Андреа дель Верроккьо, дошедшими до наших дней, стали надгробия семьи Медичи, скульптурная композиция «Уверение Фомы», статуя Давида, конный монумент кондотьеру Б.Коллеони и множество точных по характеристике скульптурных портретов.

Сегодня Андреа дель Верроккьо ставят в один ряд с Донателло и Микеланджело, он известен нам преимущественно как скульптор и его имя редко упоминается в качестве живописца. Картин Верроккьо сохранилось мало, и среди них единственной, вполне достоверно ему принадлежащей, можно считать лишь «Крещение Христа». Верроккьо был наставником таких гениев эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли.

В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Там, в 1488 году художник отошёл ко Господу, так и не завершив начатую скульптурную работу.

Автор текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий