yandex

«Крещение Христа» - Перуджино Пьетро

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Крещение Христа»
«Крещение Христа»
Автор: Перуджино Пьетро
Местонахождение: Музей Ватикана, Ватикан
Произведение: «Крещение Христа»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: около 1482 г.

Описание произведения.

Эта монументальная композиция воплощает собой сюжет, засвидетельствованный в Стихах 16-17 главы 3 из Евангелия от Матфея: «…И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение...» (Мф. 3:16-17).

Композиция симметрично поделена на две части. Из глубины в центр картины протянута лента реки Иордан, в водах которой на первом плане стоят Иисус Христос и Иоанн Креститель, проводящий обряд крещения. С небес на голову Спасителя нисходит Святой дух в виде голубя. Он послан Господом, изображенным в окружении херувимов и серафимов в орнаментально окантованном тондо.

Пейзаж со скалами и далекими синими горами включает в себя условные изображения известной римской архитектуры – можно узнать Триумфальную арку и Пантеон. Левая и правая части композиции наполнены фигурами людей, облаченных в обычные одежды и рясы католических священнослужителей XV века. Это – образы реальных людей, современников автора. Слева, за спиной Иисуса изображены два стоящих на коленях ангела с полотенцем. Справа на камне сидит юноша, снимающий с себя одежду – он явно собирается последовать за Христом и также готов войти в воду, чтобы над ним тоже провели обряд крещения.

История создания.

Эта фреска сегодня украшает Сикстинскую капеллу Ватиканского дворца. До того, как приступить к ее созданию, Перуджино уже исполнил по заказу папы римского росписи старой базилики святого Петра. Теперь Сикст IV призвал мастера украсить ватиканскую капеллу. Из-за большого объема предстоящей работы к Пьетро Перуджино присоединились такие мастера, как Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, и другие художники с их учениками.

Живописец создал целый цикл фресок на библейские сюжеты, предназначенные для образного восприятия христианских традиций, начиная от Ветхого завета и до событий XV века. Все написанные мастером произведения считаются шедеврами итальянского Возрождения.

Отношение автора к вере.

О жизни этого выдающегося итальянского художника достоверно известно очень мало фактов. Однако в «Жизнеописании» Джорджо Вазари можно заметить одну важную деталь: «...в великой нужде, не имея другой кровати, ночевал в ящике и, обращая ночь в день, с величайшим рвением беспрерывно прилежал изучению своего ремесла...». И хотя в дальнейшем Вазари дает не самую лестную характеристику мастеру, рассказывая, какие богатства нажил он себе, причем, честным, творческим путем, даже будучи состоятельным и старым, спал Перуджино по-прежнему, на лавке или в ящике, и продолжал неистово работать, словно самый нищий человек в мире. Однако в этом виден аскетизм христианина, не желавшего побаловать себя роскошью сна и прочими благами состоятельного человека.

В одной из притч Иисуса Христа содержащейся в Евангелии от Луки говорится: «...И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ...». (Лк.12:16-21). Вероятно, поэтому к своей жизни художник относится так, как святитель Феофилакт Болгарский, рассудил об этой притче: «...Богатеть в Бога - значит веровать, что если я (...) истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка...».

Биография.

Пьетро Перуджино родился примерно в 1445-46 году в местечке Читта делла Пьеве, недалеко от города Перуджи. По разным данным, его семья была состоятельной, но обедневшей. У Пьетро рано проявились художественные способности, и он вскоре начал обучение у местного живописца Фьоренцо ди Лоренцо. По другим сведениям, у — у Франческо ди Бонифации.

В 1470 году юный художник уехал во Флоренцию и поступил в мастерскую известного живописца Андреа Верроккьо. Причем прибыл Перуджино во Флоренцию, к Верроккьо, без гроша в кармане, и именно у него в мастерской и спал в старом ящике. Тем не менее, во Флоренции Перуджино быстро выделился среди молодых художников, и уже в 1475 году имя Пьетро Вануччи значится в списках гильдии живописцев святого Луки. Это значит, что ориентировочно, к 30 годам, он уже был не просто профессиональным художников, а всеми почитаемым мастером. Во всяком случае, отец знаменитого Рафаэля, Джованни Санти, в своей поэтической хронике написал о двух гениальных юношах, равных по возрасту и пылкости, но одного имея в виду - Леонардо да Винчи, в другого — отнюдь не своего сына, а Пьетро Перуджино.

В дальнейшем Рафаэль стал его учеником. Позже Перуджино женился, у него были дети, и один его сын, Джулио, продолжил живописное дело отца. Однако самым талантливым учеником художника оставался Рафаэль, и после его смерти, в 1520 году именно учитель - Пьетро Перуджино завершил незаконченные гениальным творцом фрески в церкви города Перуджи.

Пьетро Перуджино умер от чумы в Перудже в 1524 году.

Автор текста: Светлана Королева.













Оставить комментарий