Крещение Христа (Лоджии Рафаэля) - Рафаэль Санти

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Крещение Христа (Лоджии Рафаэля)
Крещение Христа (Лоджии Рафаэля)
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Ватиканский дворец. Рим
Произведение: фреска "Крещение Христа" (Лоджии Рафаэля)
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XVI в.
Дата создания: 1517-1519 гг.

Описание произведения

В основе работы Рафаэля лежит библейский сюжет о крещении Христа в водах Иордана, что ознаменовало собой начало проповеди Евангелия и крестного пути Спасителя. Так об этом историческом событии свидетельствует евангелист Иоанн: «видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:29–31). Во время крещения, согласно всем трём синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. В этот же момент был слышен глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

В центре фрески мы видим Иисуса,пришедшего из Галилеи на берег Иордана, а за Ним множество людей, которые снимают с себя одежды и тоже готовятся войти в воду. Иордан больше похож не на полноводную реку, а скорее обмелевший ручей, который едва достигает щиколоток Спасителя. Иоанн Креститель льёт воду на голову Христа из деревянной чаши.Вода стекает по лицу и волосам Спасителя, руки Христа благоговейно сложены в молитве. Сцена передана реалистично - художник изобразил, как сгибаются плечи от внезапного холода, как осторожно ступает Иоанн на самую кромку берега, подбирая край хитона, чтобы не замочить его в воде. Глядя на эти удивительно точно переданные детали, кажется, что зритель становится полноценным участником великого события.

Ручей делит композицию на две равные части, он – смысловой центр сцены. Именно вода здесь символизирует святое Крещение и божественную благодать. Пауза между фигурами Христа и Иоанна создает определенное напряжение, позволяющее зрителю особенно глубоко прочувствовать силу момента. За Предтечей мы видим сонм ангелов – свидетелей того, как Иоанн исполняет свою главную миссию.

Фреска выполнена в удивительно светлой тональности. Солнечный свет играет на фигурах людей и крыльях ангелов, заставляя вспыхивать золотом далёкие блики на воде. Фигура Крестителя выделена огненно-красным цветом хитона. Трижды повторенный экспрессивный жест ангелов и Иоанна указывает в сторону Иисуса – вот свершилось!

История создания

Лоджии Рафаэля представляют собой трехэтажную галерею с восточной стороны Апостольского дворца, рядом со Станцей Константина. Старое здание XIII в. при папе Юлии II в 1508-14 гг. радикально перестроил Донато Браманте. После его смерти строительство продолжил Рафаэль, усовершенствовав пропорции Лоджий и их внутренний декор. Работы по росписи лоджий второго этажа продолжались в 1516-19 гг. Одновременно была расписана ещё одна лоджия – на первом этаже, но фрески этого помещения не сохранились.

Фрески покрывают потолок, стены, пилястры и дуги арок. В центре каждой потолочной ниши помещён папский герб, вокруг него – по 4 библейских сюжета, вписанных в продолговатые шестиугольники. Их отделяют друг от друга античные орнаменты - гротески, белые стуковые рельефы, а на парусах в углах сводов - росписи в виде гобеленов и перспективных фрагментов архитектуры на фоне лазурного неба. Рафаэлю удалось достигнуть поразительного единства между языческим декором и христианскими темами. 12 потолочных секций представляют истории Ветхого Завета, а последняя – события Нового. Художник проводит зрителя сквозь всю историю от сотворения мира до прихода Спасителя. Позже эти фрески назвали Библией Рафаэля. Собственноручно Рафаэль сделал только предварительные схемы. Росписи, как и эскизы для них, исполнены его учениками-Дж. Романо, Дж. да Удине, Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо и др.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание, так как после смерти родителей его опекуном стал дядя священник. Глядя на множество алтарных полотен мастера, становится очевидным, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой и истинной верой в Бога. В женских образах мастера проявляется особая материнская нежность. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его, бесконечно обращаясь к образуПриснодевы, восполнять эту потерю. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе, как с эпитетом «божественный». Всё его творчество пронизывает тема любви к ближнему вопреки несправедливости и повсеместно творимому злу.

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. документы упоминают о нём как о «мастере». Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя П. Перуджино. Также в работах заметно влияние других представителей умбрийской школы - Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие с целью их превзойти, и это ему прекрасно удавалось.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а с 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы Мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников. Художник не успел обзавестись семьей и умер в 37 лет от лихорадки. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий