Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Перед выходом на проповедь Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну Предтече и принял от него крещение, хотя и был удерживаем смиренным пророком. Во время обряда произошло событие, именуемое в церкви Богоявлением, когда глас Божий с неба засвидетельствовал, что Иисус является Сыном Божиим, а Святой Дух в образе голубя сошел на Него. Об этом пишут все четыре евангелиста. "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:13-17).
Адам Эльсхаймер на переднем плане картины показал Иисуса Христа, стоящего в водах Иордана, и рядом пророка Иоанна, льющего с ладони воду на Его голову. Тут же изображены люди, в самых обыденных позах, которые пришли послушать проповедь Предтечи. Множество ангелов в небесах радуются происходящему событию. Трое из ангелов держат красный гиматий, символизирующий царственное достоинство и будущие страдания Спасителя. Выше четыре ангела-пути, взявшись за руки, образуют идеальный круг, символизирующий венец, через который проходит луч от Бога Отца к принимающему крещение Иисусу. На заднем плане показан пейзаж, в котором зеленые кроны деревьев сменяются синими вершинами гор. Величественное и таинственное изображение природы усиливает мистический смысл картины.
История создания
Картина «Крещение Христа» написана Адамом Эльсхаймером в 1599 году. В это время, по мнению биографов, он пребывал в Венеции, перед тем как навсегда поселиться в Риме. Здесь он изучал работы великих венецианцев - Тициана, Веронезе и Тинторетто, которые найдут отражение в его творчестве.
Отношение автора к вере
"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Петр. 4:10-11). Применяя эти апостольские слова к жизни Адама Эльсхаймера можно сказать, что всю свою короткую жизнь он посвятил развитию живописного таланта. Сам творческий путь стал для него способом познания себя и окружающего мира, а результаты работы послужили прославлению Бога и проповеди Евангелия. Художнику близка тема природы, в его произведениях она живет своей собственной жизнью, не соперничая при этом с библейским сюжетом, а добавляя ему реалистичности и возвышенного вдохновения. "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20).
Недолгая жизнь художника закончилась в центре католического мира, в Риме. Он удостоился чести быть погребенным в базилике Святого Лаврентия, где хранятся мощи мученика за Христа.
Биография
Адам Эльсхаймер родился 18 марта 1578 в Франкфурте-на-Майне в многодетной семье портного. Живописи в течении пяти лет Адам учился у франкфуртского художника Филиппа Уфенбаха, большого поклонника Дюрера и Грюневальда. Считается, что в юности художник испытал сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. В 1598 году он покинул Франкфурт и отправился в Мюнхен, где работая в мастерской Иоганна Роттенхаммера, познакомился с работами венецианских живописцев. В возрасте 20 лет Эльсхаймер навсегда покинул Германию.
После недолгого пребывания в Венеции, живописец поселился в Риме. В 1606 году Адам женился на Карле Антонии Стюарт, девушке, имеющей шотландские корни. По некоторым свидетельствам, чета жила в финансово стесненных условиях. На художественное становление Эльсхаймера повлияли работы Тициана, Веронезе и Тинторетто, которые он изучал в Риме. Здесь он завел дружбу с Рубенсом, который был лишь на год старше. Совместно с Питером Ластманом, будущим учителем Рембрандта, он создал работы в духе "поэтической живописи", предвосхитившие эстетику романтизма. Эльсхаймер предпочитал работу с малым форматом, в котором обнаружил неизвестные до той поры возможности. Рубенс считал, что он несравненен в ландшафтах. Его работами восхищались авторы голландской школы пейзажа и Клод Лоррен, на чье понимание пространства Эльсхаймер повлиял больше других.
С точки зрения влияния на живопись XVII века Эльсхаймер оказывается в одном ряду с Караваджо. В немецком барокко нет равного ему по значению, его картины завораживали современников, им подражали Рембрандт и Рубенс, а количество выполненных под него работ поражает.
Адам Эльсхаймер прожил всего тридцать два года. Известно относительно мало его картин и почти все они небольшого масштаба и написаны на медных пластинах. Кисти художника приписывается 40 картин и 30 рисунков и гуашей.
Скончался Адам Эльсхаймер 11 декабря 1610 и был похоронен в базилике Сан-Лоре́нцо-ин-Лучи́на недалеко от алтаря Мира в Риме. Могила не сохранилась, но в 2010 году в левой части здания была размещена мемориальная доска, прославляющая художника, как первого использовавшего телескоп для изображения звёздного неба.
Автор текста: Ольга Северинова.