yandex

Крещение Господне -

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Крещение Господне
Крещение Господне
Местонахождение: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Жанр: Икона
Год создания: Около 1497 года

Описание иконы.

В центре иконы изображен 30-летний Иисус. Согласно еврейской традиции - это возраст духовной зрелости, когда мужчина мог начинать учить и проповедовать. В данном случае Спаситель изображен в легком развороте, однако существует иконография, где Он делает шаг - это как раз шаг к служению людям и проповеди Евангелия.

Слева от Христа - фигура Иоанна Крестителя. Несмотря на то, что Предтеча стоит выше Спасителя, его склоненная поза выражает глубокое смирение, и всё внимание невольно перемещается в центр. Христос стоит в реке, но, в то же время, есть ощущение, что Его тело находится в ущелье, оно словно парит в провале разверзшейся земли - это символ гроба и ада, куда Ему предстоит сойти, чтобы спасти человечество. Правая рука Иисуса согнута в благословляющем жесте - очевидно, что именно Он освящает естество вод. В воде, у ног Христа, причудливые фигуры. Седовласая фигура слева - образ реки Иордан. Фигура на дельфинах - образ моря. Вместе они являются видимыми образами псалма «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять».

Ангелы справа - свидетели происходящего. Те, что в первом ряду и ярких одеждах - наиболее земные и очеловеченные, торжественно протягивают Христу одеяние. Но четвертый ангел - особенный, он молитвенно поднимает руки вверх, глядя на голубой луч, указывающий на Спасителя, на голубя - Духа Святого, и словно прислушивается к гласу Бога Отца, исходящего из Небесного облака. Таким образом, он созерцает явление Троицы.

История образа.

Иконография праздника Крещения Господня основана на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф.3,13–17). Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший, вместе с Рождеством Христовым, единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. С IV века эти события начинают праздноваться раздельно, однако в церковных службах на Рождество и Крещение остается много общего. Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, изображали не только Крещение Спасителя, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия, как Одного из Лиц Святой Троицы. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Тропарь праздника).

Особенности иконописной школы.

Московская школа иконописи основана в XIV веке и является самой молодой. Она впитала в себя все самое лучшее из традиций Новгородской и Владимиро-Суздальской школ, но, в то же время, отличается своей яркой непохожестью ни на одну из них. Стиль московской иконы, с ее легкими изящными фигурами, динамичными композициями, смелыми цветовыми сопоставлениями, указывает на конец XIV века - на то время, когда уже работал Андрей Рублев. С Рублевым московская школа иконописи обретает свое лицо. Ему удалось соединить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений византийских мастеров. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Но, по складу своего лирического дарования, Рублев был антиподом ему. Его идеалы иные - более созерцательные, более просветленные. Он отмел византийскую переутонченность формы и местные архаические традиции, а выработал совершенный художественный язык, который на протяжении всего XV века сделался ведущим.

Взяв за основу византийскую традицию живописи, Андрей Рублев придал ей свое русское звучание. Его образы не отдаленные от народа, не аристократически холодные, а душевные, простые и скромные. Во взглядах святых на иконах мастера – блаженная задумчивость, тихое смирение, гармония русской души. Рублевские образы бывают не только смиренные, но и восторженные, что проявляется в сиянии глаз, блаженных улыбках, свечении лика. Всё свидетельствует о том, что вера в Бога и христианский образ жизни – внутренняя духовная потребность русского человека. Да и сам Бог виделся мастеру добрым и расположенным к человеку. С точки зрения композиционного содержания и чувства ритма, иконы последователей стиля Рублева отвечают традициям греков. Их отличают гармония, ясность и пластическое совершенство.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий