Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Полотно Репина «Иди за мною, Сатано» изображает искушение Дьяволом Иисуса Христа во время его сорокадневного поста в пустыне. Повествование об искушении имеется у всех евангелистов, кроме Иоанна. При этом Матфей и Лука подробно рассказывают об этом, совпадая во всех деталях, а апостол Марк лишь кратко об этом упоминает, не приводя подробностей: «был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк.1:13). Три раза подступает лукавый к Спасителю и искушает его. В заключительном искушении Дьявол поднимает Христа на высокую гору и, показывая ему все царства мира и предлагая их ему, надеется смутить человеческий дух Иисуса, и посеять сомнения в возможность осуществления Христом дела спасения человечества.
На фоне утреннего неба и уходящих вдаль гор возвышается фигура Христа, освещенного восходящим солнцем. Прямо за его спиной в клубящихся парах адского дыма мы видим образ Сатаны, который, кажется, вышел из преисподней и нашептывает Христу - «поклонись мне!». Своим отказом Иисус показывает, что он не признаёт власти Сатаны над миром, который принадлежит Богу, которому и подобает поклонение: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф 4:10). В качестве названия Илья Ефимович взял церковно-славянский (не вполне точный) перевод с греческого: «иди за мною (отойди за меня) сатано», что у современного человека может рождать непонимание и часто рождает различные произвольные толкования.
История создания.
В творчестве Репина обращение к сюжетам современной жизни и вечным темам не шло параллельными путями, но, дополняя друг друга, создавало тот единый поток, который и составлял многосложность творческого процесса. Евангельский цикл последнего десятилетия жизни также не стал случайным явлением, но был продолжением того «калейдоскопа» идей, которые выражали внутреннее состояние мастера, и содержали в себе мысли и чувства, волновавшие многих современников и предшественников Репина.
В 60-е годы Репин пишет полотно «Отыди от меня, Сатано!» Отец всякой лжи в старославянской версии Библии получает на свое искушение именно такой ответ Иисуса Христа. Данное полотно было уничтожено самим художником.
Однако Репин все же не оставил этого сюжета и взялся за него вновь в 90-е годы. В результате этой работы появилась вторая картина «Иди за мной, Сатано!». Над этой картиной Илья Ефимович в основном работал в 1901 году; в том же году он дал ее на выставку, но затем велел доставить обратно в свою мастерскую, где над этим холстом еще работал в 1902-1903 годах. Полотно вновь никак не давалось Репину. Более десяти раз художник менял композицию, положение самого Христа, делал сатану то женственным, то мужественным, менял окраску его тела от ярко-красного до темного. Мастер пытался сгустить краски, потом — перенять сказовую манеру, в которой в этот период творят многие русские художники, предвосхищая модерн. Вот что писал о создании данного полотна А.Н. Бенуа: «... под влиянием своих литературных связей и увлечений, а отчасти прислушиваясь к призывам «передовых» течений, Репин как-то стал тяготиться реализмом, и его все больше начало тянуть на создание таких творений, в которых, как ему казалось, он мог выразить свое миросозерцание, свои верования, свое отношение к великим вопросам бытия. Насколько это не было его делом, показала огромная и столь неудачная картина «Иди за мною, сатана», появление которой вызвало тоскливое недоумение самых верных его почитателей...» Безусловно, произведения на библейские сюжеты не всегда были бесспорной удачей Репина. Но над каждым из них художник трудился с полным самозабвением, с абсолютным погружением в поставленную задачу.
Отношение автора к вере.
Илья Репин воспитывался в глубоко верующей семье. Всю жизнь художник считал себя православным христианином, хоть и не имел ту степень воцерковленности, какую имели его мать и сестра монахиня. Глубину религиозного чувства живописец приобретал постепенно, собирал их по крупицам, обучаясь в иконописной артели, занимаясь переосмыслением библейских сюжетов.
Долгое время художник мечтал увидеть евангельские места, потому в 1898 году он отправился на Святую Землю. Своими впечатлениями И.Е. Репин делится в письмах: «Всюду живая Библия. Как впечатлительно в 3 часа утра, еще при ярких звездах и блестящем серпе месяца, идти под стенами Иерусалима, спускаться к Гефсиманскому саду и встретить солнце на колокольне церкви Вознесения. Да во всем Иерусалиме есть что-то трогающее до слез. Этого во всем мире нет. Нет слов для выражения чувств. Иосафатова долина, Кедронский поток, гора Злого Совещания, Сион — от всех мест веет бессмертной думой».
Известно, что с возрастом человек становится более ответственным перед душою. И И.Е. Репин в этой связи не был исключением. По воспоминаниям дочери Веры, на смертном одре последними словами угасающего И.Е. Репина были: «Христос со мною». В этих штрихах к портрету художника нет ничего необыкновенного для человека, прошедшего долгий и искренний путь познания истины.
Биография.
Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 г. в Чугуеве (ныне Харьковская область) в семье военного поселенца. Семья не имела твердого материального положения, молодой Репин рано стал зарабатывать сам – он занимался иконописью и решил скопить денег, чтобы поступить учиться в Петербург. Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город не вернулся, а стал слушателем подготовительной вечерней школы. Позднее он все-таки добивается своей цели и в период с 1864—1871 гг. учится в Академии художеств. Под впечатлением путешествия по Волге создает картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая сразу принесла ему известность. В 1873—1876 гг. на средства Академии он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.
В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. живописец достигает вершины мастерства. В 1878 г. Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», 1879 г.; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883 гг.). Позднее он обращается к теме революционной борьбы («Отказ от исповеди», 1879—1885 гг.; «Арест пропагандиста», 1880—1892 гг.; «Не ждали», 1884— 1888 гг.). Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В. В. Стасова (1873 г.), М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова (оба 1881 г.), Л. Н. Толстого (1887 г.). Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891 гг.).
В 90-х гг. Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX в. вернулся на прежние позиции. В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора. Среди его учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев.
С 1899 г. Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917 г. оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, неодобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России. Живописец ушел из жизни 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.