Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Полотно «Снятие с креста», выполненное Алессандро Аллори, поражает обилием фигур и деталей. Композиция отличается от привычной сцены количеством персонажей и динамичностью изображения. В центре, на возвышении, расположен большой деревянный крест. Множество людей снимают тело распятого Христа, бережно оборачивая его белой плащаницей. У подножия находятся скорбящие жёны, ожидающие прощания с Иисусом. По правую и левую стороны другие участники событий на Голгофе освобождают прикованные к дереву тела преступников, распятых вместе с Господом.
Интересно заметить, что некоторые из мужчин представлены художником практически нагими, одежда на них либо отсутствует вовсе, либо её заменяет небольшой отрез ткани. На переднем плане картины можно увидеть охваченных горем близких учеников Христа. Все они показаны тоскующими по любимому Учителю, кто-то возносит руки к небесам. Благодаря мастерству автора кажется, что всё происходящее находится в непрерывном движении. Позы людей тщательно продуманы живописцем, при всей загруженности сюжета работа не выглядит хаотичной. Сквозь серые тучи видны лики ангелов, взирающих сверху на грешную землю. И лишь небольшая полоска света над крестом напоминает о божественной милости и великом плане Творца.
История создания
Алессандро Аллори создал своё произведение, посвященное снятию тела Иисуса с креста, в 1560 году. Картина ещё совсем молодого мастера была написана в самом начале его творческого пути во Флоренции. Она имеет сравнительно небольшой размер, всего 70 x 54 см. и выполнена маслом по меди. В то время художник активно занимался росписями различных церквей. По всей видимости, «Снятие с креста» также было частью церковного заказа. Этот сюжет является очень распространенном в живописи и относится к страстям Христовым, следуя за распятием и предшествуя оплакиванию. Все четыре евангелиста освещают данное событие, упоминая тайного ученика Христа – Иосифа из Аримафеи, который с разрешения Понтия Пилата снял тело Иисуса для последующего погребения. Работа А. Аллори является великолепным примером данной новозаветной сцены, выполненной в жанре маньеризма.
Отношение автора к вере
Будущий выдающийся мастер эпохи маньеризма родился и вырос в традиционной католической семье. Основным направлением, выбранным им в живописи, стали религиозные сюжеты (помимо работ на мифологические темы и не менее великолепные портреты). Алессандро Аллори принадлежит роспись большого количества церквей, его фрески до сих пор украшают флорентийские соборы. Выполненные художником работы на основе Библии отличаются вниманием к деталям и стремлением передать с помощью кисти духовную составляющую каждого эпизода. Образ Христа на его картинах выглядит по-особенному светлым и возвышенным. Насколько глубока была собственная вера живописца, остаётся лишь догадываться сейчас. Но, несомненно, его произведения красноречиво говорят о стремлении автора постигнуть посредством их вечные христианские истины.
Биография
Алессандро ди Кристофано ди Лоренцо дель Бронзино Аллори (Флоренция, 31 мая 1535 — 22 сентября 1607) был итальянским художником-портретистом поздней маньеристской флорентийской школы. В 1540 году, после смерти отца, его воспитал и обучил искусству близкий друг, которого часто называют его «дядей», художник-маньерист Аньоло Бронзино, чье имя он иногда упоминал в своих картинах. Посещение Рима в молодые годы и знакомство с фресками и картинами Микеланджело добавило к изысканной манере живописи флорентийского художника несомненное влияние великого мастера.
Художник возвратился на родину во Флоренцию, где вскоре стал одним из основных живописцев для правящей семьи Медичи. Первой известной работой Аллори был запрестольный образ, написанный в 1560 году для Часовни святой Аннунциаты, часть алтаря о Страшном суде, в котором заметно влияние Микеланджело. Когда великий герцог Тосканы Медичи распорядился расписать Студиоло Франческо в Палаццо Веккьо (ратуша Тосканы), Аллори начал работать над росписями совместно с Вазари. Работа в Палаццо Веккьо была закончена после смерти Бронзино, который был главным живописцем герцога Медичи много лет. Аллори в Палаццо Веккьо закончил работы Бронзино и самостоятельно создал великолепную живописную композицию, названную «Ловля жемчуга». Картину «Ловля жемчуга» (Палаццо Веккьо, Флоренция, 1571) вообще считают шедевром живописи маньеризма.
Жизнь и искусство художника Алессандро Аллори были тесно переплетены с заказами, которые получала мастерская Бронзино, но творческое наследие флорентийского живописца Аллори имеет и собственное хорошо ценимое собрание произведений. Живопись флорентийского художника, типичная для флорентийского маньеризма последней четверти XVI века, влияла на художественный стиль в Тоскане в течение почти пятидесяти лет после смерти живописца. Аллори был одним из последних известных живописцев маньеризма, период которого закончился вместе с его смертью.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.