«Нет надежды кроме как на Бога» - Таллис Томас

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Нет надежды кроме как на Бога»
«Нет надежды кроме как на Бога»
Автор: Таллис Томас
Произведение: «Spem in Alium»
Жанр: Духовное произведение
Год создания: около 1568-1570 гг.
Стиль:Мотет

Описание произведения


            Произведение «Spem in Alium», написанное английским композитором и органистом Томасом Таллином, является, по праву, лучшим изо всех его сочинений. Это мотет эпохи Ренессанса, текст которого написан полностью на латыни. В переводе с латинского языка на русский оно означает «Нет надежды, кроме как на Бога». Несмотря на то, что текст представляет собой адаптированный вариант из ветхозаветной книги Иудифи, по содержанию он очень созвучен с известным 90-м псалмом Давида. По технике исполнения эта композиция считается достаточно сложной.

            Она была предназначена для 40 голосов, которые, в свою очередь, исполняют 40 различных партий. На протяжении всего звучания голоса этих исполнителей сливаются в унисон единым ярким аккордом, а после, напротив, начинают медленно расслаиваться на многочисленные звуковые оттенки, при этом сохраняя гармонию и слаженность.

            Удивительно торжественное, возвышенное сочинение Таллиса исполнялось в соборах на протяжении многих веков. По мнению некоторых музыкальных критиков «Spem in Alium» можно назвать венцом творения композитора.


История создания


История создания «Spem in Alium» Томасом Таллином до конца не ясна, хотя есть некоторые подсказки относительно того, где и как она могла быть написана. Произведение было внесено в каталог библиотеки Дворца Нонсач, королевского дворца. В списке, датированном 1596 годом, оно описывается как «песня из сорока партий, созданная мистером Таллисом».

 Некоторые ученые считают, что герцог Норфолкский, Томас Говард, поручил Таллису написать «Spem in Alium» для выступления в Нонсаче и что его первое выступление состоялось именно там. Другие историки, сомневаясь в этом, предполагают, что первое представление композиции состоялось по случаю 40-летия Елизаветы в 1573 году.

Ранняя партитура этого произведения хранится в Бодлеанской библиотеке Оксфорда, где она была частью выставки в 2008-09 годах, подробно описывающей 1000 – летие британской хоровой музыки. Еще одна ранняя партитура этой работы находится в Британской библиотеке в Лондоне, в галерее сокровищ сэра Джона Рейтблата, где она была частью выставки 2014-15 годов «Сокровища Британской библиотеки». 

Мотет для 40 голосов написан в 1568 году на слова неканонической библейской Книги Иудифи. Подлинный шедевр, это сочинение, не имевшее себе равных в музыке XVI-XVII веков.


Отношение автора к вере


Вся жизнь и творчество Томаса Таллиса были неразрывно связаны с духовной музыкой, которой он посвятил всего себя. Его талант по достоинству оценен как современниками, так и более поздними слушателями, и Таллису присвоено почётное звание отца церковной музыки Англии. 

Композитор, который охватил эпоху Реформации, был не только создателем прекрасных сочинений, вдохновленных Библией, но и органистом, служащим в монастыре, аббатстве и, наконец, в кафедральном соборе Кентербери. Столь тесное слияние с жизнью церкви и, несомненно, глубокая вера внутри привели к написанию большого количества сочинений духовного характера. Томас Таллис, несмотря на бесконечные религиозные противоречия, окружавшие его в ту эпоху, остался приверженцем католицизма. Свои композиции он иногда подстраивал под духовные предпочтения монарха, но при этом никогда не изменял своим чистым и искренним убеждениям относительно Бога и церкви.


Биография


Томас Таллис относился к периоду эпохи Возрождения. Родился в 1505 году. Место, где он родился, неизвестно. Таллис был королевским композитором при Генрихе VIII, Эдварде VI, Мэри Тюдор, и Элизабет I. Он жил в Англии, работал органистом и создавал уникальные произведения для английских монархов. В 1535 — органист бенедиктинского монастыря в Дувре (графство Кент), в 1538—1540 — органист августинского аббатства в Уолтхеме (графство Эссекс), затем Таллис служил в кафедральном соборе в Кентербери, а с 1543 — при королевском дворе в Лондоне. В 1552 году женился, детей у них с женой не было.

Прижизненных портретов композитора не сохранилось, известные на нынешний день изображения созданы более чем через полтора века после его кончины. Уильям Берд был его студентом и влиял на развитие Таллиса в музыке. Таллис писал религиозную вокальную музыку, латинские мотеты, и английские гимны. Его музыка включала в себя много различных стилей. Томас Таллис умер мирно в своём доме в Гринвиче в ноябре 1585 г. Он был похоронен в алтаре округа церкви Св. Альфеджа. 


Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна. 


Spem in alium numquam habui praeter in Te, Deus Israel, qui irasceris et propitius eris et omnia peccata hominum in tribulatione dimittis. Domine Deus, Creator caeli et terrae, respice humilitatem nostram.


Надежды на другого я никогда не имел, кроме как только на Тебя, Боже Израилев, гневающийся и после умилостивляющийся, и все грехи людские в скорби их им отпускающий. Господи Боже, Творец неба и земли, воззри на наше смирение.



Оставить комментарий