Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Событие Крещения Господа Иисуса Христа описывают все евангелисты, но наиболее полно оно представлено в Евангелии от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:13-17).
Как известно, апостол Матфей писал свое Евангелие в расчете на восприятие иудеев, поэтому описывает событие наиболее подробно. Только апостол Матфей говорит о том, что Иоанн Креститель «удерживал» Христа, говоря: «мне надобно креститься от Тебя». Лишь после слов Спасителя: «так надлежит нам исполнить всякую правду», Христос был допущен до Крещения. Как известно, иудейский народ считал Иоанна Крестителя за пророка, поэтому подробное описание слов пророка о Христе было одним из доказательств, что Крещаемый и есть Сын Божий, который, по словам апостола Иоанна, «берет на себя грех мира». После крещения Христос «тотчас выходит из воды» - эта подробность также имеет большое значение для иудеев, знавших в точности обычай крещения: человек, принимавший крещение от Иоанна Предтечи, находился в воде некоторое время, исповедуя свои грехи. Христос, не имевший греха, выходит из воды сразу, чем подчеркивается, что он не приносил покаяние, будучи безгрешным. После этого апостол описывает само Богоявление - явление всех трех Лиц Святой Троицы: Отца, голос которого называет Христа «Сыном возлюбленным», Сына, принимающего Крещение, и Духа Святого, в виде голубя, сходящего с Небес и спускающегося на Спасителя.
На гравюре центральное место занимает фигура Христа, над которым стоит крестящий Его Иоанн Предтеча с крестом в руке. Народ окружает место Крещения со всех сторон, находясь на берегу, как и сам Иоанн Креститель. На горизонте мы видим зарево от восходящего солнца, но не его свет отражается в водах Иорданских. Свет, сходящий в виде луча с неба вместе с голубем, освещает фигуру Христа и отражается в воде, чем подчеркивается его сверхъестественность, независимость от земного светила. На Христа с удивлением взирают иудеи, изображенные на переднем плане. Лица ближайшего к зрителю человека не видно, но его поза говорит о заинтересованности в происходящем. Обращенный в пол-оборота другой персонаж не только выражением лица, но и жестом выражает свое удивление и даже некоторый страх перед увиденным. И это неслучайно, ведь последующая история доказывает, что именно так фарисеи относились ко Христу: видели Его чудеса, боялись их, не имея возможности их логически объяснить, и ненавидели Того, Кто их совершает, опасаясь конкуренции в борьбе за умы и сердца людей.
История создания
Гюстав Доре работал над иллюстрацией Библии 2 года, с 1864 по 1866 год. Всего было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что все события Библии не могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил выбрать ключевые, наиболее значимые события Священного Писания. Псалтирь, Послания апостолов и Притчи он не стал брать, так как там было неуместно дополнять художественный образ словом.
Подход Доре к иллюстрированию Библии был осмысленным и грамотным в религиозном отношении: ветхозаветные события художник выражал через природные процессы, на фоне которых разворачивается история, а новозаветные истории передавал через создание образов персонажей, не нарушая при этом иконографических принципов, принятых в Европе.
Сразу после окончания работы в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 по 1870 гг. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России Библию с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах издал в 1876 г. известный петербургский книгоиздатель Маврикий Осипович Вольф, который заказывал подлинные доски из Парижа у Мама – собственника рисунков художника. Относясь с особенным интересом к творчеству Доре, Вольф впервые в России в 1874 г. опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями этого художника.
Отношение автора к вере
Поль Гюстав Доре, по воспоминаниям современников, был человеком неуемной энергии, веселого нрава и титанической работоспособности. Его умение выхватить из потока жизни суть происходящих событий и запечатлеть в остроумных карикатурах определило направление реализации его творческого таланта. Но легкость в общении, веселый нрав – это был только видимый образ Доре. Глубина его восприятия жизни выражалась не в словах, а в картинах, которые он создавал. Как отмечают современники, Доре обладал поразительной способностью зримо представлять слово, он мог мгновенно настраиваться на ту тональность, которая была характерна для иллюстрируемого им произведения. Сохранились сотни эскизов к той или иной сцене из Библии, десятки рисунков, в которых он искал нужный ему образ.
Он очень серьезно относился к работе над Библией. Трудно и мучительно давался ему образ Христа, много сотен вариантов он испробовал, прежде чем нашел искомое решение художественной задачи. А все это невозможно осуществить, будучи далеким от религии человеком.
В 1879 году художник создал большой акварельный портрет матери, привлекший всеобщее внимание. От портрета пожилой женщины, сидящей в уютном старинном кресле с Библией на коленях, веет умиротворенностью и грустью воспоминаний о далеких детских годах. Чувства, переданные кистью, возможно, и есть безмолвное свидетельство об отношении к Богу, о той основе, на которой выросла могучая личность Гюстава Доре.
Биография
Поль Гюстав Доре - французский живописец, иллюстратор, скульптор и гравер. Родился 6 января 1832 года в Страсбурге в зажиточной семье инженера, строителя мостов Пьера-Луи Христофора Доре и Александрины Плюшар. Отец любил читать, имел большую библиотеку, благодаря чему сын имел возможность рассматривать иллюстрации книг. В 1841 году семья переезжает в Бур - городок, окруженный богатой природой, где отцу предложили проложить железнодорожную линию между Лионом и Женевой. Родители, как и двум старшим сыновьям, прочили Гюставу карьеру инженера и готовили его к поступлению в политехническую школу, но он знал, что будет художником: первые законченные рисунки Доре сделал уже в четырехлетнем возрасте.
В 1847 году, осиротев, Доре вместе с матерью переезжает в Париж, где его определяют в лицей Шарлемань. В Париже главный редактор «Журналь пур рир» Шарль Филипон принимает его в число сотрудников, и у Гюстава появляется возможность много времени проводить в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также подолгу рассматривать старые гравюры в Национальной библиотеке.
В конце 1847 г. был издан его альбом литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии было отмечено, что иллюстрации альбома задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который «научился рисовать без учителя и классических штудий».
С 1848 г. по 1852 г. Доре, получивший амплуа карикатуриста бытовых сцен, еженедельно заполнял сатирическими литографиями страничку в журнале Филипона. Здесь он встречался со многими мастерами литографированной карикатуры, творчество которых послужило для него образцом в начале собственного творческого пути. К маю 1862 г. число рисунков Доре достигло сорока четырех тысяч.
В 1863 г. Доре создает рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе, большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Он иллюстрировал книги Рабле, Бальзака, Теннисона, Мильтона, Данте, Сервантеса, лорда Байрона и Эдгара По.
Гюстав Доре был автором более чем 400 картин и сотни акварельных пейзажей, но бесценным наследием стали его гравюры и иллюстрации. Более четырех тысяч опубликованных книг украшены гравюрами Гюстава Доре, более десяти тысяч раз использовались его иллюстрации, в том числе - в декорациях Голливуда.
В 1882 г. Гюставу Доре было выплачено 30 000 франков для создания иллюстраций «Ворона» Эдгара По, и эта работа стала для него последней.
Умер Поль Гюстав Доре от сердечного приступа 23 января 1883 г. в Париже.
Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.