Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Многофигурное произведение итальянского художника Аннибале Карраччи посвящено такому ключевому моменту в Новом Завете, как Крещение Господне. Именно оно стало поворотным событием, положившим начало служению Христа. Сюжет картины сосредоточен вокруг Иоанна Крестителя и Иисуса. Таинство крещения совершается смертным человеком над Сыном Божьим, а с небес спускается Дух Святой в виде голубя. Люди, находящиеся рядом, с трепетом взирают на происходящее, понимая, что свершается нечто удивительное и сакральное.
Бог Отец, парящий на облаке, благословляет Христа. Карраччи изображает Его в окружении ангельских существ, которые музицируют на различных инструментах. От Творца исходит невероятно яркий и чистый свет, озаряющий все вокруг. Сцена выглядит динамичной и преисполненной благоговения и ликования - отныне Господь будет исполнять волю пославшего Его Отца и провозглашать Царствие небесное на земле.
История создания
Полотно «Крещение Христа» заказал у Аннибале Карраччи профессор Болонского университета Джакомо Канобби. Оно предназначалось для церкви Сан Грегорио и Сиро в Болонье. Расположенная в алтарной части картина до сих пор украшает этот итальянский храм. Интересно отметить, что верхняя часть произведения, изображающая Всевышнего с ангелами-музыкантами, заимствована Карраччи с фрески Корреджо, которую тот создал для купола Пармского собора. Триединство Бога Отца, Сына и Святого Духа подчеркивается в работе условной вертикальной осью, которой соединены между собой все три божественные ипостаси. Несмотря на то, что А. Караччи над полотном трудился ещё совсем молодым, оно свидетельствует о его выдающихся способностях и непревзойденном таланте.
Отношение автора к вере
Несмотря на то, что родился Аннибале Карраччи в традиционной католической семье, принято считать, что был он человеком нерелигиозным. Однако его наследие свидетельствует о том, что он большое место в своем творчестве отводил именно церковной живописи. При этом зачастую в изображении тех или иных сцен Писания художник отдавал предпочтение собственному видению сюжета. Он помещал персонажей в приятные взору ландшафты, что вызывало недовольство у представителей церкви. Так, Карраччи даже пришлось отказаться от дальнейшей работы над росписью Санта Мария дель Пополо, поскольку духовенство признало его образы недостаточно религиозными. Тем не менее многие произведения Карраччи на основе Писания демонстрируют не только превосходную технику исполнения, но и глубокое духовное осмысление сцен, как, например, в картине "Пьета Фарнезе" (1600 г.). Это свидетельствует о неравнодушном отношении художника к библейским историям.
Биография
Аннибале Карраччи, блестящий итальянский художник и гравёр, родился 3 ноября 1560 года в Болонье. Его отец, портной, видел мальчика своим преемником и желал, чтобы тот пошёл по его стопам. Однако Аннибале с раннего детства был увлечен живописью, восхищаясь работами великих мастеров: Рафаэля, Микеланджело, Корреджо. Первые уроки изобразительного искусства он брал у своего двоюродного брата Лодовико Карраччи, а также у известного болонского живописца Бартоломе Пассаротти. Дальнейшее обучение он продолжил, путешествуя по разным городам Италии и изучая технику местных авторов.
Вернувшись на родину в 1582 году, вместе с братьями Аннибале Карраччи основал собственную школу, которая получила название "Академия вступивших на истинный путь". Художник сам занимался преподавательской деятельностью, обучая студентов живописи. Параллельно он вел активную работу над полотнами, создавая картины на мифологические сюжеты, а также портреты и пейзажи. Наиболее выдающаяся работа болонского периода - "Мёртвый Христос", написанная в 1582 году. Уже в ней заметны незаурядные способности и талант Карраччи.
В 1595 году братья были приглашены в Рим для росписи галереи Палаццо Фарнезе. Почти восемь лет Аннибале трудился над многочисленными фресками, украсившими парадные интерьеры дворца. Помимо живописи Карраччи проявил себя и как прекрасный гравёр, выполняя работы на библейские и античные темы. Немало произведений было создано им по просьбе частных заказчиков. Вместе с Караваджо он расписывал собор Санта Мария дель Пополо в Риме, а также создавал картины для часовни Альдобрандини.
Последние годы жизни талантливого живописца были омрачены болезнями и депрессией. Он стремился уехать из Рима и в 1609 году отправился в Неаполь. Однако по дороге внезапно скончался, не дожив до своего 50-летия. Похоронили художника по его собственной просьбе в Пантеоне рядом с Рафаэлем.
Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.