Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Кантата «Хвалите Бога» - духовное произведение А.Т.Гречанинова для солистов, хора и оркестра. Произведение задумывалось композитором, как большой духовный гимн, прославляющий Бога. Он также продумал драматургию образа - по его задумке хор должен был оставаться невидимым.
Это масштабное сочинение предназначено для профессиональных составов исполнителей. Как правило, оно исполняется в концертах, посвященных большим церковным праздникам. Текст сочинения представляет собой компиляцию библейских стихов, прославляющих Силу и Величие Божие.
История создания
Александр Гречанинов явился новатором в русском церковном пении и одновременно он был последователем П.И.Чайковского,Н.А.Римского-Корсакова, собирателем старинных напевов. Именно это отражено в его духовных произведениях. Самобытность древнерусского церковного пения, выразительность композиторской школы и стиль А.Гречанинова отличает произведение «Хвалите Бога». Это великий духовный гимн - прославление Творца всего сущего.
Отношение автора к вере
По воспоминания самого композитора, он рос в религиозной купеческой семье. Отец часто пел церковные песнопения. По субботам и воскресным дням семья посещала богослужения. Александр пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Затем стал петь на клиросе и уже вдвоем с отцом дома пели духовные песнопения. Духовная музыка сопровождала композитора всю жизнь.
Биография
Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.
олько будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано — у Николая Кашкина, по классу контрапункта — сначала у Лароша и Губерта, а затем — у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека, во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».
В 1890 году Гречанинов окончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора, и для продолжения обучения композиции переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. Окончив в 1893 году Петербургскую консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Т. Л. Беркман.
Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной русской школы (так называемой «Могучей кучки»), Гречанинов был замечен кружком лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и струнный квартет g-dur) выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки. В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя, Римского-Корсакова, и Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечен с детства.
Самыми ортодоксально «кучкистскими» из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896—1902). Кроме главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала и советовался с наиболее влиятельными участниками «Могучей кучки». В результате опера получилась совершенно в русле балакиревской идеологии.
В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что «радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Поставленная в 1903 году, в Большом театре, опера была встречена спокойно и не имела большого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене — лет на тридцать.
После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики. В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал в Нью-Йорк. Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества. В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет — в Нью-Йорке (в переводе на английский язык). Александр Гречанинов похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.
Музыкальное наследие Гречанинова велико.Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры, в которых композитор стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью,(включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений («Литургия Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение» 1912 года), а также «Страстная седмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть».
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
1 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Го́споди, Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́. Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́.
2 Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, простира́яй не́бо, я́ко ко́жу.
3 Покрыва́яй вода́ми превы́спренняя Своя́, полага́яй о́блаки на восхожде́ние Свое, ходя́й на крилу́ ве́треню.
4 Творя́й Ангелы Своя́ ду́хи и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный.
5 Основа́яй землю́ на тве́рди ея́, не прекло́нится в век ве́ка.
6 Бе́здна, я́ко ри́за, одея́ние ея́, на гора́х ста́нут во́ды,
7 от запреще́ния Твоего́ побе́гнут, от гла́са гро́ма Твоего́ убоя́тся.
8 Восхо́дят го́ры и нисхо́дят поля́ в ме́сто, е́же основа́л еси́ им.
9 Преде́л положи́л еси́, его́же не пре́йдут, ниже́ обратя́тся покры́ти зе́млю.
10 Посыла́яй исто́чники в де́брех, посреде́ гор про́йдут во́ды.
11 Напа́яют вся зве́ри се́льныя, ждут она́гри в жа́жду свою́.
12 На ты́х пти́цы небе́сныя привита́ют, от среды́ ка́мения дадя́т глас.
13 Напая́яй го́ры от превы́спренних Свои́х, от плода́ дел Твои́х насы́тится земля́.
14 Прозяба́яй траву́ ското́м, и злак на слу́жбу челове́ком, извести́ хлеб от земли́.
15 И вино́ весели́т се́рдце челове́ка, ума́стити лице́ еле́ем, и хлеб се́рдце челове́ка укрепи́т.
16 Насы́тятся древа́ польска́я, ке́дри Лива́нстии, и́хже еси́ насади́л.
17 Та́мо пти́цы вогнездя́тся, ероди́ево жили́ще предводи́тельствует и́ми.
18 Го́ры высо́кия еле́нем, ка́мень прибе́жище за́яцем.
19 Сотвори́л есть луну́ во времена́, со́лнце позна́ за́пад свой.
20 Положи́л еси́ тму, и бысть нощь, в не́йже про́йдут вси зве́рие дубра́внии.
21 Ски́мни рыка́ющии, восхи́тити и взыска́ти от Бо́га пи́щу себе́.
22 Возсия́ со́лнце и собра́шася и в ло́жах свои́х ля́гут.
23 Изы́дет челове́к на де́ло свое́ и на де́лание свое́ до ве́чера.
24 Яко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́, испо́лнися земля́ тва́ри Твоея́.
25 Сие́ мо́ре вели́кое и простра́нное, та́мо га́ди, и́мже несть числа́, живо́тная ма́лая с вели́кими,
26 та́мо корабли́ препла́вают, змий сей, его́же созда́л еси руга́тися ему.
27 Вся к Тебе́ ча́ют, да́ти пи́щу им во бла́го вре́мя.
28 Да́вшу Тебе́ им соберу́т, отве́рзшу Тебе́ ру́ку вся́ческая испо́лнятся бла́гости,
29 отвра́щшу же Тебе́ лице́, возмяту́тся, отъи́меши дух их, и исче́знут, и в персть свою́ возвратя́тся.
30 По́слеши Ду́ха Твоего́, и сози́ждутся, и обнови́ши лице́ земли́.
31 Бу́ди сла́ва Госпо́дня во ве́ки, возвесели́тся Госпо́дь о де́лех Свои́х,
32 призира́яй на зе́млю, и творя́й ю́ трясти́ся, прикаса́яйся гора́м, и дымя́тся.
33 Воспою́ Го́сподеви в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь,
34 да услади́тся Ему бесе́да моя́, аз же возвеселю́ся о Го́споде.
35 Да исче́знут гре́шницы от земли́, и беззако́нницы, я́коже не бы́ти им. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода.
Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
1 Хвали́те Бо́га во святы́х Его́, хвали́те Его́ во утверже́нии си́лы Его́.
2 Хвали́те Его на си́лах Его, хвали́те Его по мно́жеству вели́чествия Его.
3 Хвали́те Его во гла́се тру́бнем, хвали́те Его во псалти́ри и гу́слех.
4 Хвали́те Его в тимпа́не и ли́це, хвали́те Его во стру́нах и орга́не.
5 Хвали́те Его в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его в кимва́лех восклица́ния.
6 Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.