«Живый в помощи Вышняго» - Бортнянский Дмитрий Степанович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
«Живый в помощи Вышняго» - духовное сочинение Д.С.Бортнянского для хора Придворной певческой Капеллы. Текст сочинения взят композитором из библейской книги Псалтирь. Псалом 90 обычно читается во время нападения врагов и при наступлении скорбных обстоятельств и это обстоятельство позволяет предположить, что произведение было написано во время нашествия на Российскую Империю французской армии в 1812 году. Характер музыки печальный и вместе с тем торжественный укрепляет веру молящихся и дарит надежду на благоприятный исход событий.
История создания.
Сочинение Д.С.Бортнянского «Живый в помощи Вышняго» хотя и относится к его концертным произведениям, но представляет собой несколько иной жанр – это не столько хвалебный гимн, сколько трогательное молитвенное прошение на краю гибели. Когда человечество не в силах противостоять беде, вся надежда возлагается на Милосердного и Всесильного Бога и чем сильнее вера, тем скорее приходит помощь. Композитору удалось запечатлеть в музыке этот пламенный народный порыв – прошение и неслучайно в полифонических движениях повторяются священные слова Псалма, как будто отдельные человеческие голоса сливаются в единой мощной реке веры.
Отношение автора к вере.
Известно, что Д.С.Бортнянский родился в семье казака и в раннем возрасте был отобран для обучения в казачьей певческой школе города Глухова. Там маленький Дмитрий, обладавший от природы прекрасным голосом, начал петь в церковном хоре, а в возрасте семи лет отправляется в Санкт-Петербург - столицу Российской Империи – для продолжения обучения и участия в богослужениях в составе придворной певческой капеллы. Так с юных лет в душе мальчика воспитывалась любовь к Богу, укоренялись православные традиции благочестия. Впоследствии продолжив учебу в Италии и набравшись опыта и знаний, Дмитрий Степанович займет пост директора капеллы и станет реформатором, спасителем и новатором русского церковного пения. Его таланты, данные Богом, раскроются в полной мере, но еще большее признание он получит за свои драгоценные душевные качества – скромность, доброту, готовность помочь и посочувствовать. Свои сбережения он вложит в подготовку к изданию сочинений для богослужебного употребления – туда вошли его личные сочинения и переработанные произведения итальянских авторов. А в день смерти призовет певчих капеллы, и под пение своего сочинения «Вскую прискорбна еси, душа моя» мирно отойдет ко Господу.
Биография.
Жизнь Д.С.Бортнянского неразрывно связана с русским церковным пением. Родился он 28 октября 1751 года в городе Глухове, который тогда был столицей гетманов и располагал прекрасными условиями для начального обучения – мальчик усвоил азы церковного пения в местной школе. О родителях Дмитрия почти ничего не известно, возможно потому, что сам композитор после переезда в столицу в возрасте семи лет, больше их не видел. Талантливого мальчика заметил тогдашний директор Придворной певческой капеллы, видный итальянский композитор венецианской школы Бальдассаре Галуппи. Он добился направления семнадцатилетнего Дмитрия Бортнянского на обучение в Италию с назначением ему содержания. Подающий надежды композитор выбрал Венецию местом для своего музыкального усовершенствования по причине наличия там оперного театра и активной музыкальной жизни города. Стажировка была настолько успешной, что оперы Дмитрия были поставлены в Венеции, а также он написал ряд произведений, среди которых кантаты и другие церковные сочинения.
В 1779 году в возрасте 28 лет Дмитрий Степанович возвращается в Российскую Империю титулованным европейским композитором - его тут же назначают на должность директора Придворной певческой капеллы и преподавателя в ней же. Это было ответственно и почетно. Композитор взялся за серьезное реформирование учреждения – кроме увеличения состава хора, ему удалось добиться отмены участия певчих в светских концертах и основной обязанностью сделать исполнение церковной музыки.
Дмитрий Степанович взял на себя большой труд – он отредактировал все произведения, написанные ранее композиторами – итальянцами, безжалостно искореняя из духовной музыки неуместное украшательство и несвойственную ей оперную драматургию. Репертуар капеллы отныне обновляется, включая в себя также множество новых сочинений молодого композитора. Стоит добавить, что свои сочинения Дмитрий Степанович писал, учитывая особенности певческих голосов, поэтому они всегда прекрасно звучали, не утомляя ни исполнителей, ни слушателей.
В 1816 году по указу императора Александра I Д.С.Бортнянский становится главным цензором духовной музыки Российской Империи, что, несомненно, положительно сказалось на качестве церковного пения.
Он оставил после себя огромное музыкальное наследие, включая оперы, светские вокальные и инструментальные произведения, но главным трудом жизни считал собрание духовных сочинений, исполняемых Придворной певческой капеллой, под своей редакцией. Этот монументальный труд в десяти томах был издан в 1882 году стараниями П.И.Чайковского.
Д.С.Бортнянский мирно отошел ко Господу 27 сентября 1825 года под пение одного из своих духовных концертов. Его реформы навсегда изменили путь русской церковной музыки, открыв ей широкие просторы развития и совершенствования и сохранив самобытность. Произведения композитора становились государственными и народными гимнами, как это было с «Коль Славен» и «Певец во стане русских воинов, поднимавшей боевой дух в Отечественную войну 1812 года. Сегодня Бортнянского знают и любят во всем мире, а лучшие характеристики его трудов приведены очевидцами:
«Граф Андрей Кириллович Разумовский, бывши послом в Вене, имел своих певчих... Они учились в России у Бортнянского... Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии: какие нежные голоса! Какая музыка!» -
князь И.М. Долгорукий.
«…они начали петь один из обширнейших восьмиголосных концертов Бортнянского. В этой гармонической ткани слышались такие переплетения голосов, которые представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-то неопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться; время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающие крик души, способный пронзить сердце…» -
Гектор Берлиоз.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.