Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Скульптурная композиция из глазурованной терракоты «Встреча Марии и Елизаветы» была создана флорентийским мастером кватроченто Лукой делла Роббиа для украшения церкви Сан Джованни Фуорцивитас в Пистойе. Скульптура изображает библейскую сцену встречи Девы Марии и её двоюродной сестры Елизаветы. Обе они ожидают рождения младенцев, одна – будущего Иоанна Крестителя, другая – Спасителя.
В Евангелии от Луки говорится, что при Благовещении Мария узнаёт также и о том, что её двоюродная сестра Елизавета, находящаяся в годах весьма преклонных, ждёт первенца. Пресвятая Дева отправляется к ней в «город Иудин»: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:41–43). Так Елизавета становится первым человеком на земле, засвидетельствовавшим грядущий приход Мессии.
Обе женские фигуры стоят на отдельных постаментах, но их взгляды, направленные друг на друга, и объятия связывают статуи в единую композицию. Прекрасное юное лицо Марии светло, его черты гармоничны, овал мягок. Елизавета же, стоящая перед Девой на коленях, несёт на своём лике печать прожитых лет, его черты заострены и отмечены печалью. Динамика композиции подчёркивается вниманием мастера к мелким скульптурным деталям – тонкой пластической проработкой ликов, жестов рук, плотных, окутывающих женские фигуры, драпировок с множеством складок.
Скульптор гениально совместил в образах Марии и Елизаветы божественное начало и человеческую эмоциональность, Высший промысел и его земное воплощение. Вся композиция выполнена художником с подчёркнутым изяществом, духовная красота здесь гармонично сочетается с телесной. Используя световые и пластические эффекты, Лука делла Роббиа наполняет композицию эмоциями красоты, добра и любви.
История создания
Достигнув значительного мастерства в создании произведений из мрамора, Лука делла Роббиа в 1440-х годах обращается к более пластичной, «быстрой» и предоставляющей широкий спектр выразительных скульптурных приёмов терракоте. Для придания глиняным изделиям долговечности, он ищет и находит прочное, не меняющее с годами своих свойств, покрытие на основе олова.
Глазурованная терракота даёт мастеру возможность декорировать множество тосканских соборов и церквей полихромной скульптурой потрясающей красоты, не теряющей своей яркости веками. Красочные рельефы украшают фасады и интерьеры храмов Флоренции, Пистойи, Урбино и других городов Италии. Некоторыми секретами «волшебной глазури» Лука поделился с наследниками своего творчества – племянником Андреа делла Роббиа и его сыновьями, но большинство унёс с собой в могилу.
Композиция «Встреча Марии и Елизаветы» (151 x 148 x 60 см) была разработана мастером с учетом конкретной обстановки – интерьера церкви Сан Джованни в Пистойе. Монументальная скульптурная группа из двух фигур почти в натуральную величину создана из четырёх частей, которые плотно прилегают друг к другу. По свидетельствам современников мастера, это была его любимая работа.
Отношение автора к вере
О личной жизни Луки делла Роббиа известно немного, однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей долгой, плодотворной жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику, работал во многих известных церквях Италии. Делла Роббиа явился создателем новой декоративной техники, что позволило ему придать своим работам на библейские сюжеты большую выразительность и, одновременно, сохранить их в целости на долгие годы.
Мастер, за период своего творчества, создал множество скульптурных образов Иисуса, Богоматери, святых и пророков. В своих статуях и рельефных композициях делла Роббиа наделяет святых человеческими чертами, естественными и одухотворёнными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные религиозные чувства художника.
Биография
Лука делла Роббиа – знаменитый флорентийский скульптор эпохи Высокого Возрождения, основатель художественной династии делла Роббиа, изобретатель техники полихромной глазурованной терракоты.
Мастер родился в июле 1399 года во Флоренции, в состоятельной семье торговца шерстяными тканями. О начальном периоде творчества Луки известно очень мало, предположительно, в юности он обучался в ювелирной мастерской. Первый задокументированный заказ для Луки делла Роббиа и первая крупная его работа – скульптурное оформление Кантории (хоровой галереи) во Флорентийском соборе (1431–1438) под руководством Филиппо Брунеллески.
В последующие годы делла Роббиа выполняет ряд крупных заказов – мраморные рельефы для колокольни кафедрального собора Флоренции (1437), скульптурное оформление скинии (1443), статуи бронзовых ангелов на хоровой галерее, бронзовые двери ризницы собора. Одной из самых значимых работ мастера, созданных им из мрамора, является надгробие Беноццо Федериги, епископа Фьезоле, в церкви Сан Панкрацио (1454–1456), которое в 1898 году было перенесено в церковь Санта Тринита во Флоренции.
В начале 1440-х годов мастер изобрел технику высокотемпературного покрытия терракоты составом на основе олова, что позволило ему украсить глазурованной скульптурой множество храмов во Флоренции и за её пределами. Мастер создал большие рельефы Воскресения (1445) и Вознесения Христа (1446) во Флорентийском соборе, декорировал люнеты капеллы Распятия в храме Сан-Миниато-аль-Монте и церкви Святого Доминика в Урбино, создал «Двенадцать Апостолов» капеллы Пацци (1443–1450) во Флоренции.
Полихромная глазурь сделала творения скульптора более прочными и выразительными. Самые известные работы Лука делла Роббиа в этой технике – «Рождество» (1460) и « Мадонна с младенцем» (1475). Скульптуры мастера были очень популярны в Италии времен Ренессанса, и многие из них отправлялись за пределы Флоренции. В 1446 году Лука купил большой дом с мастерской, которая оставалась семейной до 1520-х годов. Скульптор умер во Флоренции, в феврале 1482 года, унеся с собой многие секреты своей техники изготовления глазури. После его смерти мастерскую майолики возглавляли племянник мастера, Андреа делла Роббиа, и сын Андреа, Джованни.
Автор текста: Марина Румянцева.