Встреча Марии и Елизаветы - Александр Андреевич Иванов

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Встреча Марии и Елизаветы
Встреча Марии и Елизаветы
Автор: Александр Андреевич Иванов
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Произведение: Встреча Марии и Елизаветы
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: классицизм, академизм.
Дата создания: 1849-1858 гг.

Описание произведения.

Встреча Марии и Елизаветы или «посещение Марии» — иконографический и хрестоматийный сюжет в религиозной живописи, отсчитывающий свою историю с V века, с изображения на равенском саркофаге приветствия двух женщин. Он опирается на повествование апостола Луки, который детально передал в своем Евангелии все обстоятельства Благовещения. Евангелист Лука сообщает, что архангел Гавриил не только сообщил Деве Марии божественную новость, но и прибавил, что ее родственница Елизавета, называемая неплодной, зачала сына, поскольку у Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1: 36). Мария же поспешно встала и пошла в город Иудин, чтобы поздравить и поддержать Елизавету. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»» (Лк. 1:41-42).

Первая минута этой чудесной и радостной встречи изображена на рисунке Александра Иванова. Елизавета в ликующем порыве воздела руки к небу, в этом жесте и приветствие юной Марии, и благодарность Создателю. В это мгновение Иоанн Предтеча во утробе матери радостно шевелится, давая понять Елизавете, что Тот, кто во чреве Марии — отныне его Господин.

Из дома выглядывает Захария, онемевший по повелению ангела до рождения сына. Он и его супруга находятся в тени двора, в то время как входящая Мария, в дорожной одежде, с посохом и подоткнутым за пояс покрывалом, стоит на пороге под лучами полуденного солнца. Тень скользит по стене четкой разделяющей границей — ветхого и нового заветов. Елизавета и Захария остаются в дохристианской истории, но правая рука Елизаветы попадает под солнце — и это та часть ее, что сейчас дает плоть ее великому сыну — Иоанну Предтече, предвестнику Бога. Мария же почти растворяется в слепящем глаза южном свете. Она — Матерь Господа, еще не до конца осознающая свою роль, в этот день впервые от человека, от свояченицы, слышит что Ей, простой девушке из Назарета, предстоит стать Той, которую благословят «между женами». Но сейчас перед нами две простые израильские беременные женщины, обнаруживающие друг перед другом свою простую человеческую, женскую радость.

История создания.

В последнее десятилетие своей жизни, в 1849-1858 годы Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову. Это побудило Александр Иванова придумать свой проект, посвященный религиозным сюжетам Ветхого и Нового Заветов.

Александр Иванов хотел расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» - прообразом музея, и «храмом философии». Эскизами к этим неосуществленным фрескам и стал цикл из нескольких сотен акварелей. В них художник ищет свою форму воспроизведения библейской реальности. Предметом пристального изучения для него становится восточное искусство.

Библейские эскизы Александра Иванова были высоко оценены такими критиками, как А. И. Бенуа и В. В. Стасов. Они считали этот цикл вершиной его творчества, превышающей по мастерству полотно «Явление Христа народу».

Работа над циклом велась на протяжении восьми лет, с 1849 до начала 1858 года. За это время Иванов обрел свободу от академического канона. Пейзажи обрели характерные черты не только Востока вообще, но и конкретно Палестины, где и происходило действие Ветхого Завета и Евангелия.

Отношение автора к вере.

Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» так описывал Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно» (цитата из письма Гоголя Иванову, апрель 1844 г). По выражению И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова». Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. Однако «ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.

Всю жизнь Иванова наполняла и вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение.

Биография.

Александр Иванов (1806–1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого диалога, в одиннадцать лет мальчик поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Он учился там при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.

За успехи в рисовании Александр получил две серебряные медали, был награждён малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году он получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за полотно «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за границу, с условием, что он напишет ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив договор, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию прибыл в Рим - место средоточия русской интеллигенции.

В Италии Иванов первым делом принимается за копирование «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и написание эскизов на библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но, прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел серьезно подготовиться. Так в 1834—1835 годах появилась картина «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Эта работа имела большой успех и в Риме, и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика. Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836–1857 гг.) - лишь в 1858 году художник решился представить полотно в Санкт-Петербурге. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.

В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил организм, поэтому легкой простуды оказалось достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 года и, при большом стечении народа, был погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Впоследствии останки художника перезахоронили, и ныне его могила находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.

Оставить комментарий