«Посещение Марией святой Елизаветы и святая Анна» - Перуджино Пьетро

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Посещение Марией святой Елизаветы и святая Анна»
«Посещение Марией святой Елизаветы и святая Анна»
Автор: Перуджино Пьетро
Местонахождение: Галерея академии, Флоренция
Произведение: «Посещение Марией святой Елизаветы и святая Анна»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: около 1472 – 1473 гг.

Описание произведения.

Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета, чтобы навестить её. Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. В Священном писании так представлена эта встреча: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». (Лк. 1:41-45). Таким образом, Елизавета стала первым человеком, узревшим будущее Богоматери духовными очами.

Художник стремился передать сдержанную радость от того, какие события переживают эти три святые женщины. Мария, склонившись к Елизавете, словно прислушивается к Себе. А та, нежно берет за руку будущую Богородицу, словно неожиданно застывшую от внезапного осознания Своего предназначения. Слева от нее изображена святая Анна, мать Марии, она, благословенно улыбается, глядя на дочь.

За ее спиной условно изображена сцена получения святым Франциском Ассизским стигматов от явившегося ему в небе Господа. По дорожке справа идет в пустыню Иоанн Креститель в золотом хитоне и красном плаще. В руках у него - посох с крестом. Все это происходит на фоне золотисто-оливкового пейзажа со скалами и блестящей, извилистой рекой.

Во всем произведении чувствуется разлитая вместе с дымкой над рекой удивительная благодать от свершения здесь и сейчас прекрасных, божественных событий, которые вскоре навсегда поменяют жизнь всего человечества.

История создания.

Эта картина, выполненная молодым Пьетро Перуджино, только начинающим свой самостоятельный творческий путь, свидетельствует о его внимательном отношении к христианской истории и чуткому восприятию ее глубоких смыслов.

Возможно, данное живописное произведение предназначалось для предела алтаря церкви святого Франциска в Перудже или Флоренции, где в то время только начинал свою деятельность художник. Небольшие размеры доски говорят о том, что это был не самый дорогостоящий заказ молодого мастера. Но отношение к работе, заключенное в трогательности исполнения данного сюжета, говорит о сильном желании автора донести до всех, кто увидит эту картину, какой может быть радость от того, что ты только что прикоснулся к великой божественной тайне.

Отношение автора к вере.

О жизни этого выдающегося итальянского художника достоверно известно очень мало фактов. Однако в «Жизнеописании» Джорджо Вазари можно заметить одну важную деталь: «...в великой нужде, не имея другой кровати, ночевал в ящике и, обращая ночь в день, с величайшим рвением беспрерывно прилежал изучению своего ремесла...». И хотя в дальнейшем Вазари дает не самую лестную характеристику мастеру, рассказывая, какие богатства нажил он себе, причем, честным, творческим путем, даже будучи состоятельным и старым, спал Перуджино по-прежнему, на лавке или в ящике, и продолжал неистово работать, словно самый нищий человек в мире. Однако в этом виден аскетизм христианина, не желавшего баловать себя роскошью сна и прочими благами состоятельного человека.

В одной из притч Иисуса Христа содержащейся в Евангелии от Луки говорится: «...И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ...». (Лк.12:16-21). Вероятно, поэтому к своей жизни художник относится так, как святитель Феофилакт Болгарский, рассудил об этой притче: «...Богатеть в Бога - значит веровать, что если я (...) истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка...».

Биография.

Пьетро Перуджино родился примерно в 1445-46 году в местечке Читта делла Пьеве, недалеко от города Перуджи. По разным данным, его семья была состоятельной, но обедневшей. У Пьетро рано проявились художественные способности, и он вскоре начал обучение у местного живописца Фьоренцо ди Лоренцо. По другим сведениям, у — у Франческо ди Бонифации.

В 1470 году юный художник уехал во Флоренцию и поступил в мастерскую известного живописца Андреа Верроккьо. Причем прибыл Перуджино во Флоренцию, к Верроккьо, без гроша в кармане, и именно у него в мастерской и спал в старом ящике. Тем не менее, во Флоренции Перуджино быстро выделился среди молодых художников, и уже в 1475 году имя Пьетро Вануччи значится в списках гильдии живописцев святого Луки. Это значит, что ориентировочно, к 30 годам, он уже был не просто профессиональным художников, а всеми почитаемым мастером. Во всяком случае, отец знаменитого Рафаэля, Джованни Санти, в своей поэтической хронике написал о двух гениальных юношах, равных по возрасту и пылкости, но одного имея в виду - Леонардо да Винчи, в другого — отнюдь не своего сына, а Пьетро Перуджино.

В дальнейшем Рафаэль стал его учеником. Позже Перуджино женился, у него были дети, и один его сын, Джулио, продолжил живописное дело отца. Однако самым талантливым учеником художника оставался Рафаэль, и после его смерти, в 1520 году именно учитель - Пьетро Перуджино завершил незаконченные гениальным творцом фрески в церкви города Перуджи.

Пьетро Перуджино умер от чумы в Перудже в 1524 году.

Автор текста: Светлана Королева.



Оставить комментарий