yandex

Изгнание торгующих из храма - Эль Греко

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Изгнание торгующих из храма
Изгнание торгующих из храма
Автор: Эль Греко
Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон (1568), институт искусств, Миннеаполис (1570 г.), частная коллекция (1600 г.), церковь Сан-Гинеса, Мадрид (1609 г.)
Произведение: Изгнание торгующих из храма
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Ренессанс в Испании / Маньеризм
Дата создания: Существует четыре композиции автора - 1568, 1570, 1600 и 1609 годов

Описание произведения.

В центре картины расположен Христос, слева — купцы, а справа — апостолы. На заднем плане изображены два каменных барельефа, которые отсылают к изгнанию Адама и Евы из рая и жертвоприношению Авраама. Однако, ключевой фигурой остается Иисус, наказывающий торговцев правой рукой, одновременно успокаивая апостолов левой. Использование красного цвета в картине изолирует Господа от остальных фигур, еще больше фокусируя на нем внимание зрителя.

Эль Греко заимствует некоторые элементы и приемы из работ художников Высокого Возрождения, в особенности у Микеланджело, а также из византийских произведений искусства (удлиненные фигуры, необычная перспектива). Тем не менее, стиль художника остается узнаваемым.

Чтобы подчеркнуть библейский сюжет картины, интерьер освещается призрачным светом. Пестрые цвета сочетаются различным образом на фоне общей серости, которая присутствует в цвете кожи и стенах здания. Неземной характер произведения отражает погруженность Эль Греко в глубоко религиозную среду. Репутация и работы художника сделали его ключевым представителем испанской мистической живописи, породив немало последователей.

История создания.

Сюжет «Изгнание торгующих из храма» имел широкое распространение в изобразительном искусстве. Эта картина, в основе которой лежит описание события из земной жизни Иисуса Христа, является одной из самых известных картин Эль Греко. Ведь сюжет этот имеет особую значимость: Христос впервые всенародно провозгласил себя Сыном Божьим, назвав Бога своим отцом.

«И, войдя в храм, начал прогонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с ним; потому что весь народ неотступно слушал Его». (Лк. 19:45 - 48). Строки писания давали большие силы и вдохновение художнику, так как именно к этому сюжету Эль Греко возвращался несколько раз в своей творческой жизни.

Первая версия картины от 1568 года относит нас в Венецию, где юный художник, воспитанный на византийской иконописи, делает первые шаги в понимании законов Бытия, изучает христианское богословие. Здесь он пишет «Изгнание торгующих из храма». В последние годы своей жизни и творчества, в период написания следующих вариантов картины, Эль Греко, прожив и успех и неудачи своего пути, отражает в них трагическое восприятие действительности и обостренное чувство одиночества.

Отношение автора к вере.

Основная идея искусства Эль Греко отражалась в стремлении человека к Богу. Это можно заметить в неестественно вытянутых силуэтах фигур, как бы создающих ощущение устремленности ввысь. Несмотря на переезд художника с Крита сначала в Венецию, а затем в Толедо, где он жил и творил до самой смерти, Эль Греко остался верен «греческому православию». Известно, что он был глубоко погружен в изучение Библии, о чем свидетельствовала огромная библиотека и Библия на греческом языке, которая всегда была при художнике.

Биография.

Эль Греко один из крупнейших европейских художников второй половины XVI и начала XVII века (1541 - 1614). Родился в зажиточной семье, принадлежащей к греческому православию. Отец был торговцем и сборщиком податей, о матери ничего не известно. В юности изучал иконопись, древнегреческий и латинский языки.

Он не пользовался успехом при дворе и в своем творчестве стоял особняком в испанском искусстве. Грек по национальности, Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко (в буквальном переводе - грек), родился на острове Крит, который в то время входил в состав владений Венеции. Сначала обучался у себя на родине, где были еще живы традиции византийского иконописного мастерства. В 1565 году Доменико приехал в Италию. Несколько лет провел в Венеции, обучался у Тициана, сблизился с Тинторетто, влияние которого заметно сказалось на ранних его произведениях в стиле маньеризма.

Около 1570 года художник покинул Венецию и обосновался в Риме. Здесь он приобрёл популярность, выполнил ряд портретов и заказных картин. Окончательное формирование искусства «Грека» и подлинный расцвет его дарования происходит при переезде в Испанию, около 1576 года. По-видимому, первое время жил в новой столице Мадриде, куда Филипп II перенес резиденцию своего двора. И в 1577 году получил заказ на несколько картин для одной из церквей в Толедо. В том же году получил заказ на картину «Раздирание одежд Христа» для собора в Толедо. Эль Греко нарушил традиционные нормы изобразительного сюжета, что привело к недовольству заказчиков. И лишь после судебного процесса и благоприятного заключения экспертов, художник получил причитавшиеся ему деньги. Вероятно, этот процесс привлек к нему внимание Филиппа II, и в 1579 году он заказал художнику картину «Апофеоз Филиппа II» для Эскориала. С 1580 по 1584 года Эль Греко занимался созданием второй картины для Филиппа II «Мучение святого Маврикия», что навлекло на него неудовольствие короля, по причине все большего отдаления от придворного канона. После чего он покинул Мадрид навсегда и обосновался в Толедо.

Толедо старинный испанский город, где в то время было прибежище оппозиционной родовой аристократии, утратившей свое былое значение во времена абсолютистского строя. В этом кругу еще были живы идеалы средневекового рыцарства, читали сочинения мистиков, учения которых не поддерживались официальной церковью. В Толедо было много писателей и поэтов, с которыми Эль Греко, человек широко образованный и разносторонний, вскоре тесно сблизился. В среде рафинированной интеллигенции окончательно формируется мировоззрение Эль Греко.

Творчество Эль Греко сложно и противоречиво. В его работах мистификация глубоко приникает в реальность.

Художник, главным образом, писал религиозные сюжеты. Однако, часто он отступал от канонической интерпретации, из-за чего возникали разногласия с заказчиками. Эль Греко последний крупный представитель европейского маньеризма. В то время это направление повсюду сошло со сцены, уступая место художественным течениям реалистичного направления и искусству барокко. Тяготеющее к отживающим формам маньеризма искусство Эль Греко осталось в стороне от главного направления развития испанской школы. Во время работы над заказом госпиталя Тавера Эль Греко серьёзно заболел и, месяц спустя, 7 апреля 1614 года скончался. Несколькими днями ранее, 31 марта, он написал завещание и назначил сына душеприказчиком. Это засвидетельствовали два его друга грека (Эль Греко никогда не терял связи с родиной).Он был похоронен в монастыре Санто-Доминго-эль-Антигуо.

После смерти Доменико Греко, выдающийся поэт Испании, посвятил ему следующий строки: «Здесь покоиться Грек. Природа ему завещала искусство, искусствознание. Ирида - свои краски. Феб - свой свет, но не завещал свои тени Морфей».

Составитель текста: Цымбал Анастасия.

Оставить комментарий