Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На переднем плане картины «Христос, умывающий ноги Святому Петру» мы видим фигуры молодого Христа и пожилого усталого Петра. Петр сидит с низко склоненной головой, нахмуренным лбом, сцепив руки перед собой, в то время как стоящий перед ним на коленях Христос омывает его ноги в медном тазу. Поза Петра скована и неловка, он испытывает явное смущение. Из-за плеча Святого Петра видно лицо самого младшего и любимого ученика Христа Иоанна. Затаив дыхание и чуть приоткрыв рот, он смотрит, как Учитель вытирает левую ногу Петра платом, привязанным к поясу. По-новому трактует Мэдокс Браун образ Спасителя: его обнаженные до плеч мускулистые руки – руки рабочего человека, занимающегося физическим трудом. Реалистичность изображения рук Христа акцентирует внимание зрителя на его человеческой природе, золотой нимб вокруг головы напоминает о его божественной сущности. Иисус поглощен своим занятием, не обращая внимания на вызванный его поступком ропот и смятение среди учеников. Сидящие за длинным столом ученики демонстрируют неоднозначное отношение к происходящему. Они удивлены и даже шокированы разыгравшейся перед их глазами сценой.
Событие, изображенное на картине, отсылает нас к Тайной Вечере, последней трапезе Иисуса с учениками, на которой произошел спор между апостолами и омовение Им ног учеников.
В евангельские времена омовение ног было обычаем гостеприимства и вежливости. В данном случае при входе Иисуса с апостолами в дом, где они намеревались отпраздновать Пасху, никто не омыл им ног, поскольку они не были гостями хозяина, а лишь заняли с его разрешения одну из комнат. Поэтому, когда между учениками произошел спор «кто из них должен считаться большим» (Лк. 22:24), который скорее всего возник по вопросу о том, кто из них должен был, за отсутствием слуги, исполнить в этот вечер рабские обязанности. Христос Сам исполнил обязанности слуги и омыл своим ученикам ноги, закончив же сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». (Ин. 13:15). Символически смысл омовения Иисусом ног ученикам понимается как акт духовного очищения. Проиллюстрировав этот евангельский сюжет, Мэдокс Браун создал полотно, основной мыслью которого стало равенство всех людей. Художник с удивительной искренностью и реализмом показал нравственный урок, который Учитель преподал своим ученикам.
Обычно, на картине западноевропейские художники в этом сюжете изображают всех двенадцать апостолов. У Мэдокса Брауна на картине их десять: один из учеников в ужасе схватился руками за голову, другой обнял своего соседа по столу за плечо и что-то говорит ему, третий задумчиво сидит, положив подбородок на сложенные руки. Рыжеволосый Иуда, глядя исподлобья, развязывает сандалии, ему противопоставлен светлый образ юного Иоанна, в правом углу картины. Глаза всех учеников Христа прикованы к происходящему перед ними. Изображая разную психологическую реакцию персонажей, художник стремится подчеркнуть индивидуальность героев повествования.
Монументальные фигуры Христа и Святого Петра на переднем плане, низкий ракурс, выбранный Брауном для своей картины, изображение неустойчиво стоящего на деревянной ступеньке медного таза с водой, как бы вторгаются в пространство зрителя, делая его соучастником евангельской сцены.
Теплый насыщенный красно-коричневый колорит картины с акцентами белого и темно-зеленого цветов подчеркивает напряженный психологизм картины.
История создания
Подобно членам Братства прерафаэлитов Браун не раз обращался к религиозным сюжетам, используя их, чтобы поднять ту или иную нравственную проблему. «Христос, омывающий ноги Святому Петру» - одна из таких работ. В ней Браун задался целью создать современный исторический образец религиозной живописи, который бы в то же время сохранял верность первоисточнику, сделав акцент на человеческих взаимоотношениях Христа со своими учениками. Он хотел показать, что нравственный урок, который Христос преподносит своим ученикам, воспринимается ими неоднозначно, вызывая разные эмоции.
По традиции прерафаэлитов, Мэдокс Браун использовал в качестве моделей для своей картины членов семьи и друзей. Художник тщательно отбирал их, стремясь вложить в картину ощущение физического присутствия. Возможно, Браун заимствовал композицию своей работы с полотна Питера Пауля Рубенса «Магдалина омывает слезами ноги Христа», представленную в виде гравюры во влиятельном британском журнале по искусству «Арт-Джорнал» в 1851 году.
Руководствуясь свидетельством Библии, Мэдокс Браун в первоначальном варианте картины изобразил Христа с голым мужественным торсом в одной набедренной повязке, но под давлением викторианской общественности, которая сочла такое изображение недостаточно благопристойным, был вынужден «одеть» Иисуса в тунику, которая оставляла обнаженными лишь его мускулистые руки. Сохранилась акварельная копия первого варианта картины, которому художник отдавал предпочтение.
Отношение автора к вере
Неоднократно обращаясь к религиозным сюжетам, Браун поднимал актуальные для него и его современников нравственные проблемы. Известной картиной художника на евангельский сюжет наряду с полотном «Христос, умывающий ноги Святому Петру» является «Погребение Иисуса апостолами» (1866-1868). Мэдокс Браун старается близко придерживаться принятой в западном искусстве иконографии образа Христа. При этом он вносит ясно ощутимый реализм и психологизм в образы своих героев, его картины на религиозные темы отличаются простотой и ясностью композиции, в них нет ни декоративности, ни мистицизма, но есть эмоциональное напряжение и искренность веры.
В 1863 году художник выполнил серию рисунков для Библии братьев Дальзель, известных граверов и издателей. Многие из иллюстраций впоследствии стали картинами. Одной из наиболее выдающихся стала работа «Илия возвращает сына вдове» (1844) на сюжет из библейской Третьей Книги Царств (17:23).
Шедевр Брауна «Труд», картина с явным политическим подтекстом, подвергающая критике тяжелые условия жизни бедняков, тем не менее, основана на христианских ценностях, согласно которым любой труд воспринимается как нечто сакральное, требующего уважения к себе. Недаром на ее раме художник поместил библейские цитаты, подчеркивающие эту идею: «В поте лица будешь есть хлеб свой» (Быт. 3:19); «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день» (2 Фес. 3:8) и др.
Биография
Форд Мэдокс Браун родился 16 апреля 1821 года в Кале в небогатой семье отставного корабельного казначея шотландского происхождения. С ранних лет мальчик проявил способности к изобразительному искусству. В 1836 году семья переехала в Европу. Браун обучался рисунку, живописи, искусству фресковой росписи и гравюры в академиях Брюгге, Гента и Антверпена, где впитал реализм и приверженность к четко выписанным деталям у фламандских и голландских художников.
Впервые Браун выставил свою работу в Королевской академии в 1840 году. В том же году он посетил Париж, где знакомится с французской романтической живописью, которая оказала большое влияние на формирование его творческой манеры. В 1845 году состоялась его поездка в Италию, где Браун с воочию увидел творчество художников итальянского Возрождения и сблизился с назареями, немецкими художниками, обосновавшимися в Риме, взгляды которых сильно повлияли на его творчество и через него - на прерафаэлитов.
По возвращении в Англию в 1848 году Браун знакомится с Даниэлем Габриэлем Россетти, который становится его учеником. При создании Братства прерафаэлитов в 1848 году Браун в него не вошел, хотя с симпатией относился к эстетической программе прерафаэлитов.
Под влиянием современных ему социальных и этических Браун идей создал полотно «Труд» (1842-1863) - одну из первых картин, посвященных теме физического труда. В 1852-1855 написал самую знаменитую свою картину «Прощание с Англией», связанную с отъездом в Австралию поэта и скульптора, члена Братства прерафаэлитов Томаса Вулнера.
Форд Мэдокс Браун был дважды женат. Его первой женой стала кузина Элизабет Бромли, от брака с которой у Мэдокса родилась дочь Люси Мэдокс Браун. После смерти первой жены Браун женился на Эмме Хилл, дочери фермера, от которой у него родилось трое детей, один из которых умер в младенчестве.
К концу 1850-х годов художник отказался от идеи приоритета живописи перед другими видами искусства. Увлекшись идеями движения "Искусства и ремесла", Браун стал сподвижником Уильяма Морриса. Дизайнерская фирма, основанная под руководством Морриса оказала заметное воздействие на развитие европейского дизайна во второй половине XIX века. Мэдокс Браун разрабатывал эскизы мебели, керамической плитки и витражей. Художник пробовал себя и в книжной графике, сделав ряд иллюстраций к Библии и «Поэтам XIX века» Вильмотта.
В 1878-1893 Браун создал грандиозную серию из двенадцати фресок для Большого зала ратуши Манчестера на темы из истории города. Эта работа продолжалась пятнадцать лет практически до самой кончины художника 6 октября 1893 года.
При жизни Форд Мэдокс Браун был мало известен и не популярен. Возможно, причиной этому были сложные отношения с авторитетным художественным критиком Джоном Раскиным. Лишь в конце жизни Браун обрел некоторое материальное благополучие. Над каждой своей картиной художник работал долго и кропотливо, после него осталось не так много работ, но на каждой лежит печать незаурядности и оригинальности его личности.
Автор текста: Липатова Елена Владимировна.