Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Серия автобиографических повестей Николая Георгиевича Гарина-Михайловского состоит из четырех частей: «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры». Главный герой тетралогии – Артемий Карташов.
В повести «Детство Темы» Теме девять лет. Много радостей и испытаний выпадает на его долю. Он совершает несколько проступков, и в итоге жестоко наказан отцом-генералом. Евангельский сюжет появляется в произведении в разговоре матери с сыном:
«Мать встала, подошла к киоту, вынула оттуда Распятие и села опять возле сына.
— Кто это?
— Бог.
— Да, Бог, Который принял вид человека и сошёл с неба на землю. Ты знаешь, зачем Он пришёл? Он пришёл научить людей говорить и делать правду. Ты видишь, у него на руках, на ногах и вот здесь кровь?
— Вижу.
— Эта кровь оттого, что Его распяли, то есть повесили на кресте; пробили Ему гвоздями руки, ноги, пробили Ему бок, и Он умер от этого. Ты знаешь, что Бог всё может, ты знаешь, что Он пальцем вот так пошевелит — и все, все мы сейчас умрём, и ничего не будет: ни нашего дома, ни сада, ни земли, ни неба. Как ты думаешь теперь, отчего Он позволил Себя распять, когда мог бы взглядом уничтожить этих дурных людей, которые Его умертвили? Отчего?
Мать замолкла на мгновение и выразительно, мягко заглядывая в широко раскрытые глаза своего любимца-сына, проговорила:
— Оттого, что Он не боялся правды, оттого, что правда была Ему дороже жизни, оттого, что Он хотел показать всем, что за правду не страшно умереть. И когда Он умирал, Он сказал: кто любит Меня, кто хочет быть со Мной, тот должен не бояться правды».
Этот монолог матери о Евангельском сюжете Распятия Господня – один из самых глубоких в русской литературе, а в детской литературе едва ли не единственный. Тема ясно видит, видит именно в свете Евангелия, как его трусость, его страх быть наказанным, привел к еще худшему наказанию. Мать Темы дает сыну урок веры, духовной зрелости и опыт покаяния.
И далее в повести читатель видит совсем другого Тему. Он проявляет удивительную храбрость, спасая собаку Жучку из колодца. Этот порыв, смелый и благородный, истинный плод данного ему урока. Спасенную Жучку, как самый светлый и добрый момент своей жизни, будет вспоминать герой в минуты отчаяния, когда его посетят мысли о самоубийстве.
Евангельские строки появляются и на страницах второй части, повести «Гимназисты». Тема Карташев уже учится в гимназии, он подросток, ищущий правду, но довольно самолюбивый и эгоистичный. Он позволяет себе высказать жестокое замечание о сестре. Мать сильно расстроена, но теперь уже, понимая, что разговор бесполезен, она сама начинает читать Евангелие. Автор так и пишет: «Чтоб успокоиться, она взяла лежавшее на столе Евангелие, села в кресло и начала перелистывать книгу». Героиня читает три фрагмента из Евангелия от Матфея. Эпизод о богатом юноше из 19 главы, обличение Христом фарисеев из 15 и слова из 10 главы: «И кто не берет креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня. Сберегший душу свою, потеряет ее». (Мф.10:38-39).
И вновь мы видим, как чтение Евангелия меняет мысли и состояние души читающего его человека. «Под впечатлением последних событий и постоянных разговоров с сыном и Корневым Аглаида Васильевна, тысячу раз читавшая все эти листы, на этот раз читала их с особенным, все усиливавшимся впечатлением искренне верующей женщины». Понимая свое бессилие, растущее непонимание не только с сыном, но и со всем поколением, потерявшим веру и ищущим земной справедливости любой ценой, она молится Богу.
В третий раз Гарин-Михайловский обращается к Евангелию в повести «Студенты». Здесь вновь спор матери с повзрослевшим сыном, спор о Христе и том, как следует противостоять злу. Вдохновленный революционными настроениями, уже потерявший живую детскую веру, Артемий Карташов считает христианское смирение и любовь трусостью и малодушием: «Значит, все-таки сложи руки и сиди: тебе будут плевать в глаза, а ты будешь говорить - Божья роса?
- И в Христа плевали.
- Так то ж Христос.
- Вот-вот, и идея Его - достояние мира.
- Нет, это все в теории хорошо, а на практике не годится.
- Именно... Поверь, эта мысль была еще яснее такому же практику, как
ты, который стоял на Голгофе в момент распятия Христа».
Непонимание верующей матери и неверующего сына все растет. Таким образом, на примере отношения главного героя к Евангельским событиям, автор показывает духовную метаморфозу Артемия Карташова. Ребенком он еще верит, но, взрослея, постепенно теряет веру, и убеждения матери вызывают у него неприятие. В разговоре с дядей он уже открыто называет себя неверующим, хотя и признается, что молится. Эта раздвоенность Артемия Карташова сохраняется и в повести «Инженеры». Здесь он соглашается посетить церковную службу по просьбе матери, но сам в Бога уже совсем не верит. Символичным оказывается различие судеб двух сестер главного героя. Зина уходит в монастырь, а Мария вступает в ряды революционной организации, попадает в тюрьму. Оба крайних пути отвергнуты главным героем, и сам он остается в самом конце тетралогии на перепутье.
История создания.
Писать Николай Михайловский начал еще в юности, но его рассказ был отвергнут издательством и долгие годы он не возвращался к литературе. Только в 1892 году, в 40 лет он издает свои первые произведения: «Детство Темы» и «Несколько лет в деревне». Публикует он их под псевдонимом Гарин. История первой публикации и появления псевдонима связаны с именем писателя К.Станюковича. Именно он, прочитав первые главы «Детства Темы», убедил автора в необходимости публикации. В этот момент в комнату зашел сын Михайловского - Гаря. Тут и был придуман псевдоним, который сделал опытного инженера-железнодорожника известным писателем.
О своих произведениях Николай Георгиевич Гарин-Михайловский писал: «В моей беллетристике выдуманных образов совсем нет: все взято прямо из жизни». Действительно, тетралогия о судьбе Артемия Карташова - это автобиография писателя. Здесь он изобразил и своего властного отца-генерала и глубоко верующую мать. Из повести «Гимназисты», изданной в 1893 году, читатель узнает об учебе автора в Ришельевской гимназии. «Студенты» (1895) посвящены годам учебы в Институте путей сообщения в Петербурге. Заключительная часть тетралогии «Инженеры» описывает работу главного героя на строительстве железной дороги.
По воспоминаниям А.И.Куприна, в конце жизни Гарин-Михайловский признавался, что мечтает построить железную дорогу в Крыму и закончить повесть «Инженеры». Незаконченная четвертая часть тетралогии об Артемии Карташеве была опубликована в 1907 году, через год после смерти ее автора.
Отношение автора к вере.
Вера Н.Г.Гарина-Михайловского была связана с матерью, глубоко верующей православной женщиной. В детстве церковь, молитва, богослужения постоянно присутствовали в жизни писателя. И он нежно, тепло и с благодарностью всю жизнь относился к матери. Так, он пишет ей незадолго до ее смерти письмо, которое мог написать только действительно верующий человек:
«Дорогая моя голубка мама!
Очень часто думаю о Вас и молю бога, чтобы облегчил он Ваши страдания. Его святая воля, но нам, Вашим детям, очень и очень тяжело видеть Вас на старости так страдающей; но если и посылает господь нам крест, то посылает, минуя нас, подготовляя для восприятия высшей его милости и награды; все бренные и грешные выстрадают и выболеют, останется одна чистая душа, всегда молившая господа своего. Все пройдет, все минет, все дойдет до назначенного ему, но выращенное Вами поколение все будет продолжаться, передавая из рода в род завещанную Вами нравственность, честь и семейственность из рода в род».
Сам Гарин-Михайловский мало писал о своей вере, судить же о его отношении к Богу по тому, как он описал духовные метания своего литературного героя, было бы неверно. Хотя, вероятно, многое из охлаждения в вере Артемия Карташова было знакомо и самому писателю.
Для многих интеллигентов конца XIX века искушением стали революционные идеи, стремление изменить несправедливый существующий строй. Гарин-Михайловский, начав с попыток реформировать деревенское хозяйство, сначала симпатизировал социал-демократам, а в конце жизни сблизился с большевиками. Потеряна ли была его вера окончательно, или заложенное в детстве сохранилось в душе – тайна.
В финале повести «Студенты» писатель приводит такой диалог главного героя с его верующим дядей:
«- Я ведь неверующий... хотя и молюсь... - прибавил Карташев, подумавши.
- И молись: сегодня не веришь, завтра не веришь, а все-таки придет твой час.
- Пожалеет, наконец, Господь?
- Пожалеет».
Биография.
Николай Георгиевич Михайловский, потомственный дворянин, успешный инженер, строитель железных дорог, путешественник, известный писатель, основатель Новосибирска. «Разносторонне, по-русски даровитым» называл его Максим Горький. Родился будущий писатель в 1852 году в семье Георгия Антоновича Михайловского, улана, награжденного за героизм орденом святого Георгия. Сам император Николай I стал крестным его старших детей, в том числе и Николая. Выйдя в отставку в чине генерала, Г.А.Михайловский жил с семьей близ Одессы. Именно здесь прошло детство и отрочество Николая Михайловского. Окончив одесскую Ришельевскую гимназию, он в 1871 году поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского Университета. Но, провалившись на экзаменах, бросает юриспруденцию и поступает в Институт путей сообщения. Сразу после окончания учебы, молодой инженер Михайловский работает на строительстве болгарского порта в Бургасе, затем он работает в Бессарабии, позже в Батуми. На Кавказе он строит железную дорогу, соединившую Поти с Тифлисом, и Самаро-Златоустовскую ветку. Одной из самых сложных и интересных работ Михайловского как путейца стало проектирование железнодорожной системы в Западной Сибири, в том числе, железнодорожного моста через Обь. Рабочие для строительства дороги поселились в основанном Михайловским поселке Новониколаевск, который впоследствии разросся, стал городом, а в 1926 году был переименован в Новосибирск.
Отдельная глава биографии Михайловского – его имение в Самарской области Гундоровка. Здесь, вдохновленные идеями народничества, они с женой Надеждой пытались создать образцовое хозяйство нового типа. Огромные средства и силы были затрачены супругами на создание справедливого хозяйства, но в результате нескольких поджогов, устроенных местными мужиками, Михайловский разорился и вновь вернулся к основной деятельности инженера-путейца.
В 1892 году выходит самое известное произведение писателя, повесть «Детство Темы». В этом же году в журнале «Русская мысль» публикуется его сборник очерков о неудавшейся попытке построить хозяйство нового типа «Несколько лет в деревне».
В 1898 году Михайловский возглавил кругосветную экспедицию Петербургского географического общества. Главной целью путешествия была Корея. Кроме уникальных геологических и географических данных, Михайловский привез оттуда до того неизвестный в России корейский фольклор. Им опубликован перевод 64 народных корейских сказок. Путешествие экспедиции Михайловского было настолько известным, что по возвращении его пригласил на аудиенцию император Николай II. Но всего год спустя после этой встречи, Гарин-Михайловский отправлен в ссылку, после того как он подписал письмо в поддержку студенческих выступлений против царя. Писатель все больше увлекается идеями революции.
Его политические взгляды в течение жизни изменялись от народничества и социал-демократизма до симпатий к большевикам. Он вошел в редколлегию журнала «Вестник жизни», который издавали большевики Луначарский, Воровский и Бонч-Бруевич. На одном из заседаний редколлегии этого журнала Николай Гарин-Михайловский умер от сердечного приступа в возрасте 54 лет.
Автор текста: Марина Яфанова.