«Чудесный улов» - Лосенко Антон

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Чудесный улов»
«Чудесный улов»
Автор: Лосенко Антон
Местонахождение: Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Произведение: «Чудесный улов»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Классицизм
Дата создания: 1762 г.

Описание произведения.

Известный Евангельский сюжет о чудесном улове воплощен в полотне Антона Лосенко.

Сюжет в первую очередь утверждает непреложную истину для всех нас: без Бога любой труд человека напрасен.

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

Когда же перестал учить, сказал Симону: "Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова".

Симон сказал Ему в ответ: "Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть". Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: "Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный". Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова, и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: "Не бойся; отныне будешь ловить человеков".

И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». (Лк. 5:1-11).

Опытные рыбаки ничего не смогли поймать за всю ночь, поэтому удивление, непонимание и страх осознания собственной греховности охватил многих свидетелей этого события. И своими словами Апостол Петр не гонит от себя Спасителя, а выражает трепет и недостоинство пред лицом Господа. Чудесная помощь свыше преклоняет колени Петра перед Спасителем и, оставив все снасти и улов, Апостол смиренно и преданно последует за своим Учителем.

На неожиданное и удивительное для всех событие присутствующие отреагировали по-разному. Кто-то поспешил наполнить свои торбы свежей рыбой, а кто-то увидел в этом знак и напутствие свыше, поспешат за Господом и более никогда его не оставят.

Этот эпизод демонстрирует неограниченную власть Господа над всем материальным миром и призывает к духовному служению.

После этого чудесного случая ученики Господа пройдут по всему миру с проповедями и, подобно рыбарям, будут ловить и исцелять человеческие души.

История создания.

Художник приступил к работе над полотном в первый год обучения в мастерской Ж. Рету. Картина на известный Евангельский сюжет о чудесном улове рыбы представляет собой приближенную копию картины Ж. Жувене.

Выполненная работа получила весьма высокую оценку критиков, что позволило художнику продолжить стажировку во Франции.

Художник основательно подошёл к выбору композиции, цветовым решениям. В центре полотна – лик Иисуса, рассеивающий мрак. Глубинным темным фоном полотна художник заостряет внимание на главных персонажах, акцентируя светом выражения лиц и позы персонажей. Данная работа стала важнейшей вехой в творчестве Антона Лосенко.

Отношение автора к вере.

Антон Лосенко рано лишился родителей. Сложно представить сколько трудностей поджидало отрока на жизненном пути.

Благодаря привитому матерью в раннем детстве благоговению перед Святой Церковью, художник часто ходил в Храм один. Там он чувствовал себя в безопасности и покое. Только там оживала душа ребёнка, не имеющего на этой земле ни одной родной души.

Он помнил, что мать учила его быть открытым и честным перед Господом, тогда и просьбы обязательно будут услышаны. С таким настроем посещал будущий живописец храм Божий сначала у себя на родине, а затем и Санкт-Петербурге, куда прибыл на обучение.

Начинающий художник быстро схватывал основы и секреты живописного искусства.

Довольно быстро пошла в гору карьера художника. Его учителями стали выдающиеся живописцы того времени, он обрёл интересные знакомства, побывал в путешествиях, о которых раньше и помыслить не мог.

В работе над Евангельскими сюжетами мастер вёл серьезную предварительную работу.

Творения Лосенко немногочисленны, но отмечены высоким мастерством и богатым духовным началом самого автора.

Оставаясь ревностным христианином, художник жертвовал православной Церкви часть своих доходов в знак благодарной памяти.

Биография.

Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше, позже поселился в Глухове. Когда ему было четыре года, умерла мать, потом и отец, и семилетний мальчик был отдан в Санкт-Петербург в придворный хор. После утраты голоса с 1753 учился живописи в течение пяти лет и пяти месяцев у крепостного художника графа Шереметьева И. П. Аргунова. Был направлен во вновь образованную Императорскую Академию художеств в ученики к портретисту Пьетро Ротари и через полгода после поступления в Академию получил пенсионерскую стипендию для стажировки за границей. Наряду с Баженовым, он стал первым в истории пенсионером Академии художеств.

Обучался в Париже у Ж. Рету и позднее у Ж. М. Вьену, где ему покровительствовал Д. М. Голицын. Написал программную работу «Принесение Исаака в жертву (Жертвоприношение Авраама)», за которую получил большую золотую медаль от Французской Академии художеств. Продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.

После возвращения в Россию в 1770 году снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда». За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.

Художник скончался от водянки в 1773 году. Похоронен на кладбище Благовещенской церкви.

Автор текста: Ольга Самойлова.

Оставить комментарий