«Богородице Дево» - Ведель Артемий Лукьянович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Богородице Дево»
«Богородице Дево»
Автор: Ведель Артемий Лукьянович
Произведение: «Богородице Дево»
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1767 – 1808 гг.
Стиль:духовное произведение

Описание произведения.

«Богородице Дево» - духовное произведение А.Л.Веделя для хора а капелла. Это известная молитва – архангельское приветствие Деве Марии и приветствие праведной Елисаветы из Евангелия от Луки. В западноевропейской традиции ей близко самое известное песнопение «Ave Maria» - славление Матери Божией и одновременно трогательное прошение о милости. Произведение А.Л.Веделя отличает яркий характер, энергичный темп – восхваление Богородицы звучит светло и торжественно. Эта молитва особенно приятна Матери Божией, существует правило ее чтения 150 раз, которое помогает в самых трудных жизненных обстоятельствах. Также по благословению преподобного Серафима Саровского в Дивеево, при хождении по Святой Канавке, читается «Богородице Дево» 150 раз, чтобы испросить помощи и покрова Матери Божией.

История создания.

Произведение «Богородице Дево» написано А.Л.Веделем для исполнения на богослужении, но впоследствии стало исполняться светскими хоровыми коллективами перед самой широкой аудиторией, как образец творчества русских композиторов эпохи барокко. Все сочинения Веделя требуют высокого профессионализма от исполнителей, чтобы верно интерпретировать замысел автора. Стиль барокко подарил миру много прекрасных музыкальных произведений, в это время получил развитие и распространение жанр духовных гимнов – сочинений на псалмы. Лучшие кантаты, библейские оратории, богослужебные песнопения Великого Поста, Пасхи и Рождества Христова были написаны в эту щедрую эпоху.


Отношение автора к вере.

Артемий Лукьянович Ведель родился в православной семье и получил классическое воспитание и образование. С раннего возраста будущий композитор пел в церковном хоре, затем стал писать духовную музыку и произведения для богослужений, а также обучать певчих. По воспоминаниям любимого ученика А.Веделя протоиерея Петра Турчанинова, композитор вел жизнь аскетическую и при всей славе, которая его окружала, он не прельщался богатством и положением, много молился или сочинял музыку. Впоследствии тот же протоиерей Турчанинов, а также некоторые другие знакомые композитора, свидетельствовали о его юродстве ради Христа.

Биография.

Будущий церковный певчий, композитор и педагог А.Л.Ведель родился в 1767 году в Киеве на Подоле в обеспеченной мещанской семье. Сведений о нем осталось не так много и большая часть их получена из воспоминаний его ученика Турчанинова. Известно, что с раннего детства у Артемия проявился талант к музыке – он имел замечательный тенор, который приводил в волнение всех слушателей. Ведель получил достаточное образование для того времени – он поступил в академический хор, затем в Киевскую духовную академию. Учась в философском классе, стал регентом академического хора. Конечно, будущий композитор учился музыке, но к тому же имел огромный талант все постигать практически и очень успешно - в студенческом оркестре он стал первым скрипачом-солистом. Слава о прекрасном теноре распространилась далеко за пределы Киева, и московский генерал-губернатор Еропкин пригласил его в Москву. После его смерти в 1794г. композитор вернулся обратно в Киев.

Удивительно, что и после подростковой «ломки» голос Веделя остался таким же прекрасным, ничуть не изменившись. Вот что вспоминает о нем Турчанинов, который юношей пел в хоре генерала Леванидова: «Мы спели старинный концерт Рачинского «Возлюблю Тя, Господи», в котором есть соло тенору. И как Ведель запел, то генерал и все присутствовавшие восхищены были до небес. Я же забыл, где нахожусь, а только слушал и восхищался небесным пением Веделя.» Генерал пригласил Артемия Лукьяновича управлять хором, произвел в поручика, затем в капитана и сделал своим адъютантом. Хор быстро приобрел известность и стал лучшим в Киеве. Это был период расцвета композиторского таланта Веделя. Помещики дорого платили за каждую пьесу, переписанную для их капелл. Однажды, после исполнения концерта «Доколе, Господи...» князь Дашков снял с себя золотой шарф, и положив в него 50 червонцев, подарил автору.

В 1795 г. генерал Леванидов получил назначение в Харьков и Ведель переехал вместе с ним. Турчанинов, бывший его любимым учеником и живший несколько лет с ним вместе, изображает его в своих мемуарах как человека религиозного, целомудренного, истинного постника и аскета в условиях мирской жизни. Состоя на военной службе, Ведель вел замкнутый и созерцательный образ жизни, избегал общества и развлечений. Дома занимался сочинением музыки, чтением и молитвой. Ежедневно ходил в церковь, часто причащался, не ел мяса, спал на грубом войлоке. Он старался скрывать свой образ жизни от товарищей, но Леванидов однажды подглядел, что делает Ведель в свободное время - он стоял на коленях перед иконами и пел.

Кроме композиторской деятельности, Ведель открыл вокальные классы, и его ученики успешно проходили конкурс в главные хоровые коллективы Российской Империи – руководитель Придворно-Певческой Капеллы Д.С.Бортянский высоко отзывался о талантах Артемия Лукьяновича.

В 1798 г. Ведель уволился со службы, раздал свое имущество и вернулся в Киев в родительский дом. Он неожиданно для всех начал юродствовать. Одни его считали помешанным, но близко знавшие его люди (Турчанинов, прот. И. Леванда) были уверены, что юродство это - добровольно и сознательно. Композиции и в это время Ведель не оставлял. Его всячески поддерживали многие влиятельные и обеспеченные люди, включая губернатора, но он все приносимое раздавал солдатам и нищим.

Турчанинов вспоминает, что умер композитор в 1810 г., в родительском доме, куда переехал за несколько дней до смерти, в садике, стоя на молитве. Погребение было очень многолюдным и торжественным. Но, к сожалению, спустя четверть века, Турчанинов, будучи проездом в Киеве, уже не смог отыскать могилу своего учителя.

Музыка А.Л. Веделя была созвучна эпохе, но в тоже время очень самобытна. Несмотря на запреты и полное отсутствие публикаций в течение длительного времени (до конца XIX века), некоторые сочинения (прежде всего, «Покаяния») стали едва ли не обязательной частью репертуара многих церковных хоров. В настоящее время произведения композитора возвращаются из небытия, они изучаются, исполняются и записываются. Примечательно, что много духовных концертов композитора написаны на псалмы, в которых псалмопевец ищет защиты у Господа в несправедливых гонениях. Такой была жизнь композитора, все скорби и печали он приносил Богу.

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Перевод:

Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Оставить комментарий