«Помилуй мя, Боже» - Орландо ди Лассо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Помилуй мя, Боже»
«Помилуй мя, Боже»
Автор: Орландо ди Лассо
Произведение: «Miserere mei, Deus»
Жанр: Духовная музыка
Год создания: XVI в.
Стиль:Духовное сочинение

Описание произведения

    «Miserere mei, Deus» (Помилуй мя, Боже) – произведение Орландо ди Лассо для мужского хора а-капелла. Это сочинение композитор написал под заголовком «четвертый покаянный псалом» - текст гимна на латинском языке взят из библейской книги Псалтирь, это пятидесятый псалом Давида. Музыка скорбного характера подчеркивает глубину раскаяния. Многие именитые музыканты создавали произведения для дней Великого Поста на слова псалма «Miserere mei, Deus». Впоследствии все они стали исполняться, как концертные сочинения, не стало исключением и сочинение Орландо ди Лассо. 

 

История создания 

     Произведение «Miserere mei, Deus» является примером музыкального стиля эпохи Возрождения, при этом, сочинение обладает чертами индивидуального стиля самого композитора. Орландо ди Лассо, наряду с Палестриной, был крупнейшим композитором своего времени. Его вклад в мировую музыкальную культуру до сих пор не оценен в полном объеме из-за многочисленности творений. По большей части это были духовные произведения, которые исполнялись на богослужениях и официальных светских мероприятиях.

     

Отношение автора к вере

     Орландо ди Лассо родился в традиционной христианской семье католиков. С раннего возраста пел в соборе святителя Николая Чудотворца в бельгийском городе Монсе. Благодаря прекрасному голосу получил должность придворного музыканта кондотьера Ферранте Гонзаги. В возрасте 19 лет получил пост капельмейстера римского кафедрального собора Иоанна Крестителя на Латеранском холме. В это время уже признанный молодой композитор написал множество духовных и богослужебных сочинений. 

 

Биография

    Орландо ди Лассо родился в городе Монсе, графстве Эно, Нидерланды, Габсбург (современная Бельгия) в 1532 году. Информация о его ранних годах скудна, хотя сохранилось несколько неподтвержденных историй, самая известная из которых заключается в том, что его трижды похищали из-за исключительной красоты его певческого голоса. В возрасте двенадцати лет он покинул Нидерланды вместе с Ферранте Гонзагой и отправился в Мантую, на Сицилию, а затем в Милан (с 1547 по 1549 год). Находясь в Милане, он познакомился с мадригалистом Спирито л'Хосте да Реджио, оказавшим формирующее влияние на его ранний музыкальный стиль.

Затем он работал певцом и композитором для Костантино Кастриото в Неаполе в начале 1550-х годов, и предполагается, что его первые работы относятся к этому времени. Затем он переехал в Рим, где работал на Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы и в 1551 году он стал «маэстро ди капелла» базилики Святого Иоанна Латеранского, это был чрезвычайно престижный пост для человека в столь юном возрасте. Из-за болезни матери в 1554 году композитор оставляет эту важную должность и возвращается в Монсе. 

   Ранние работы Орландо ди Лассо были опубликованы в Антверпене (1555-1556). В 1556 году он присоединился ко двору Альбрехта V, герцога Баварии, который усердно пытался создать музыкальное общество равное главным дворам Италии. Лассо был одним из нескольких нидерландцев, работавших там, и, безусловно, самым известным. Он, очевидно, был счастлив в Мюнхене и решил там поселиться. В 1558 году он женился на Регине Векингер, дочери фрейлины герцогини. У них было двое сыновей, оба стали композиторами, а его дочь вышла замуж за художника Ганса фон Ахена. К 1563 году Лассо был назначен главным капельмейстером, сменив на этом посту Людвига Дазера. Композитор оставался на службе у Альбрехта V и его наследника Вильгельма V до конца своей жизни.

 

    К 1560-м годам Орландо ди Лассо стал довольно известным, и композиторы начали ездить в Мюнхен, чтобы учиться у него. Андреа Габриэли отправился туда в 1562 году и, возможно, оставался в течение года. Джованни Габриэли также, возможно, учился у него в 1570-х годах. Его слава распространилась за пределы музыкальных кругов, поскольку в 1570 году император Максимилиан II пожаловал ему дворянство, что было редким обстоятельством для композитора. Папа Григорий XIII посвятил его в рыцари и в 1571 году, король Франции Карл IX, пригласил его в гости. Некоторые из королей и аристократов пытались переманить Орландо ди Лассо его из Мюнхена более привлекательными предложениями, но композитор, очевидно, был больше заинтересован в стабильности своего положения и великолепных возможностях при дворе Альбрехта, чем в финансовой выгоде. «Я не хочу покидать свой дом, свой сад и другие приятные вещи в Мюнхене», - написал он герцогу Саксонскому курфюрсту в 1580 году, получив предложение о работе в Дрездене.

 

     В конце 1570-х и 1580-х годов Лассо совершил несколько поездок в Италию, где познакомился с самыми современными стилями и тенденциями. Однако его собственный стиль оставался консервативным и с возрастом становился все проще и изысканнее. В 1590-х годах его здоровье начало ухудшаться, и он обратился к врачу по имени Томас Мерманн для лечения так называемой «ипохондрической меланхолии», но он все еще мог сочинять, а также время от времени путешествовать. Его заключительная работа часто считалась одним из его лучших произведений: изысканный сборник из двадцати одного мадригала, известного как «Lagrime di San Pietro» (Слезы Святого Петра), который он посвятил папе Клименту VIII, и который был опубликована посмертно в 1595 году. Орландо ди Лассо умер в Мюнхене 14 июня 1594 года, в тот же день, когда его работодатель решил уволить его по экономическим причинам. Он так и не увидел письма. Он был похоронен в Мюнхене на Альтер Францисканер Фридхоф, кладбище, которое было очищено от надгробий в 1789 году и в настоящее время является местом Макс-Йозеф-Плац.

       Орландо ди Лассо принадлежат около 1350 композиций, из которых около 1200 были опубликованы при жизни и вскоре после его смерти. Среди них более 60 месс, более ста магнификатов, множество мотетов, Страсти и другие духовные произведения. 

 

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

 

Текст

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

 

Оставить комментарий