Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В Евангелии от Матфея говорится: «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:14-21). Евангелист Марк приводит ещё и подробности о поведении бесноватого отрока, а также разговор его отца с Христом: «Как скоро бесноватый увидел Его [Христа], дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк.9:20-22). Интересно также и то, как описывается произошедшее изменение с отроком после изгнания беса: «И, вскрикнув и сильно сотрясши его, [бес] вышел; и он [отрок] сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал» (Мк.9:26-27). Аналогичные подробности передает и апостол Лука.
Этот сюжет важен для понимания, поскольку в нем раскрывается причина многих страданий человечества. Грозные слова Спасителя «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» многие толкователи Священного Писания относят к бесам, которые, получив власть над людьми после грехопадения, мучают тела и души людей, живущих на Земле. Но поскольку человек создан со свободной волей, Богу приходится терпеть бесовские издевательства над Его творением, ожидая, когда человек сам попросит об освобождении, добровольно выберет жизнь с Богом. Этот бесноватый отрок в течение многих лет испытывал тяжелые мучения, приводя и отца своего к переживанию душевной боли за сына.
На картине Доре передал, с какой скорбью и мольбой устремлены на Христа их глаза, только они вдвоем пристально смотрят на Спасителя. Но Христос не сразу исцеляет, Он прежде спрашивает отца о вере, о его желании избавиться от греховного рабства. Показателен и ответ отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк.9:24). Как говорит Григорий Палама об этих словах отца: «Он не только уверовал в возможность исцеления отрока, но и – в то, что если Господь захочет, Он может превозмочь и его неверие». Вера должна проявляться в делах, а пост и молитва – деятельный путь верующего и доверяющего Богу человека. И Христос дает человечеству через своих учеников практическое руководство к борьбе с падшими духами: изгнав беса из отрока, в ответ на вопрос апостолов о причинах, по которым они не смогли изгнать беса, Спаситель говорит о необходимости веры и открывает, что «род сей изгоняется молитвой и постом».
Доре изобразил на гравюре с одной стороны народ и отца, приведшего к Спасителю сына, а с другой – апостолов, изумленно глядящих на отрока и Христа. Ученики только что пытавшиеся изгнать беса, смотрят на то, что будет делать их Учитель. В центре сюжетной композиции – Христос, он взирает на извивающегося в припадке у Его ног болящего отрока и страдающего отца, жестом просящего помощи своему сыну. Рука Спасителя призывно поднята вверх. Вопреки приводимым в Евангелии словам, которые можно расценить как гневные, образ Христа выражает скорее сочувствие и грусть от знания причин мучений отрока. Толпа людей ещё волнуется, поскольку прежде был спор с учениками и теперь все ожидают разрешения ситуации. Напряженность и важность момента удачно передана художником.
История создания
Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что все события Библии не могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил выбрать ключевые, наиболее значимые событиях Священного Писания. Совершенно исключенными из процесса иллюстрирования остались Псалтирь, Послания апостолов и Притчи, где было неуместно дополнять художественный образ словом.
Подход Доре к иллюстрированию Библии был осмысленным и грамотным в религиозном отношении: ветхозаветные события Доре выражал через природные процессы, на фоне которых разворачивается история, а новозаветные истории передавал через создание образов персонажей, не нарушая при этом иконографических принципов, принятых в Европе.
В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа. Известный петербургский книгоиздатель М.О. Вольф заказывал подлинные доски из Парижа у Мама – собственника рисунков художника. Относясь с особенным интересом к творчеству Дор, Вольф впервые в России в 1874 г. опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Доре.
Отношение автора к вере
Поль Гюстав Доре, по воспоминаниям современников, был человеком неуемной энергии, веселого нрава и титанической работоспособности. Его умение выхватить из потока жизни суть происходящих событий и запечатлеть в остроумных карикатурах определило направление реализации его творческого таланта. Легкость в общении, веселый нрав – это был только видимый образ Доре. Глубина его восприятия жизни, выражалась не в словах, а в картинах, которые он создавал. Как отмечают современники, Доре обладал поразительной способностью зримо представлять слово, он мог мгновенно настраиваться на ту тональность, которая была характерна для иллюстрированного им произведения. Сохранились сотни эскизов к той или иной сцене из Библии, десятки рисунков, в которых он искал нужный ему образ.
Он очень серьезно относился к работе над Библией. Трудно и мучительно давался ему образ Христа, много сотен вариантов он испробовал, прежде чем нашел искомое решение художественной задачи. А все это невозможно осуществить, будучи далеким от религии человеком.
В 1879 году художник создал большой акварельный портрет матери, привлекший всеобщее внимание. Портрет пожилой женщины, сидящей в уютном старинном кресле с Библией на коленях - от образа веет умиротворенностью и грустью воспоминаний о далеких детских годах. Чувства, переданные кистью, возможно, и есть безмолвное свидетельство об отношении к Богу, о тех основаниях, на которых выросла могучая личность Гюстава Доре.
Биография
Поль Гюстав Доре - французский живописец, иллюстратор, скульптор и гравер. Родился 6 января 1832 года в Страсбурге в зажиточной семье инженера, строителя мостов Пьера-Луи Христофора Доре, и Александрины Плюшар. Отец любил читать, имел большую библиотеку, благодаря чему сын имел возможность рассматривать иллюстрации книг. В 1841 году семья переезжает в Бур - городок, окруженный богатой природой, где отцу предложили проложить железнодорожную линию между Лионом и Женевой. Родители, как и двум старшим сыновьям, прочили Гюставу карьеру инженера и готовили его к поступлению в политехническую школу, но он знал, что будет художником: первые законченные рисунки Доре делал уже в четырехлетнем возрасте.
В 1847 году, осиротев, Доре вместе с матерью переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. В Париже главный редактор «Журналь пур рир» Шарль Филипон принимает его в число сотрудников, и у Гюстава появляется возможность много времени проводить в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также подолгу рассматривать старые гравюры в Национальной библиотеке.
В конце 1847 г. был издан его альбом литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии было отмечено, что иллюстрации альбома задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который «научился рисовать без учителя и классических штудий».
С 1848 г. по 1852 г. Доре, получивший амплуа "карикатуриста бытовых сцен", еженедельно заполнял сатирическими литографиями страничку в журнале Филипона. Здесь он встречался со многими мастерами литографированной карикатуры, творчество которых послужило для него образцом в начале собственного творческого пути. К маю 1862 г. число рисунков Доре достигло сорока четырех тысяч.
В 1863 г. Доре создает рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе, большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Он иллюстрировал книги Рабле, Бальзака, Теннисона, Мильтона, Данте, Сервантеса, лорда Байрона и Эдгара По. Гюстав Доре при жизни стал автором более чем 400 картин и сотни акварельных пейзажей, но бесценным наследием стали его гравюры и иллюстрации. Более четырех тысяч опубликованных книг украшались гравюрами Гюстава Доре, более десяти тысяч раз использовались его иллюстрации, в том числе их использовал для своих декораций Голливуд.
В 1882 г. Гюставу Доре было выплачено 30 000 франков для создания иллюстраций «Ворона» Эдгара По - эта работа стала для него последней.
Умер Поль Гюстав Доре от сердечного приступа 23 января 1883 г. в Париже.
Автор текста: Наталья Григорьева.