Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Об отречении апостола Петра, которое было предсказано Господом во время Тайной Вечери, рассказывают все четыре евангелиста. Когда взятого под стражу Иисуса привели во двор первосвященника, апостол Петр последовал за ним. "Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько" (Мф.26:69-75).
Троекратное отречение апостол Петр омыл слезами раскаяния, и Господь после Своего воскресения восстановил его в апостольском достоинстве, так же троекратно, по числу отречений. Предание говорит, что каждое утро, услышав крик петуха, апостол Петр вспоминал и оплакивал свое малодушное отречение от Христа.
В центре картины Тербрюггена, иллюстрирующей это евангельское повествование, изображен костер. Около огня греются стражники, один из них дремлет, склонив голову к своим коленям, другой приподнялся, разбуженный голосом служанки. Апостол Петр изображен сидящим поодаль в тени и даже спиной к происходящему. Так художник показал, что словесное отречение последовало за внутренним предательством и самоустранением апостола от истинного пути. Он так же повернулся на голос служанки, при этом лицо ученика Христова выражает испуг и растерянность. В правой части картины на дальнем плане изображены ворота во двор первосвященника, через которые в свете факелов видны Иисус и вооруженные стражники.
История создания
Картина "Отречение святого Петра" написана Хендриком Тербрюггеном в период с 1626-1629 годы. В эти последние годы своей жизни художник работал в родном Утрехте, достигнув популярности и финансовой стабильности. Известно, что в 1626 году мастер приобрел в Утрехте собственный дом. А в следующем, 1627 году встречался с Рубенсом, признавшим его лучшим из местных мастеров. История показывает, что работы Тербрюггена оказали большое влияние на живопись других художников. Таким образом, картина "Отречение святого Петра" является образцом творческого расцвета художника и своеобразным итогом его жизни.
Отношение автора к вере
Хендрик Тербрюгген родился в католической семье. Детские и отроческие годы художника прошли в Утрехте. На территории протестантской ГолландииУтрехт был островком Католической церкви и в течение долгих лет поддерживал связи со столицей католицизма и изящных искусств — Римом. Обычным делом было путешествие молодых живописцев для обучения в Италию, какое в свое время совершил Хендрик Тербрюгген. Не удивительно, что основной темой полотен Тербрюггена стала религиозная тематика. Однако, не только внешние обстоятельства, но и внутренняя склонность определяли выбор сюжетов для полотен мастера. Подтверждением этому служит продуманная композиция и мелкие детали, помогающие раскрыть нравственную глубину сюжета, передать тонкости богословского смысла. Картины Тербрюггена много говорят его зрителю, постепенно, пласт за пластом раскрывают сюжет и являются главными свидетелями глубины и искренности его веры.
Биография
Предположительно, Хендрик Тербрюгген родился в Гааге в 1588 году. Через два года семья переехала в Утрехт, где Хендрик начал обучаться живописи в мастерской Блумарта. В пятнадцатилетнем возрасте Тербрюгген продолжил обучение в Риме, где пробыл до 1614 года. Возвратившись в Голландию, художник стал одним из первых и лучших представителей караваджизма в Северной Европе. Некоторые биографы высказывали предположение о втором путешествии живописца в Италию около 1620 года. Это мнение основано на его поздних работах, в которых сильнее заметно влияние Караваджо.
Тербрюгген был в основном религиозным художником, но он также создал несколько замечательных жанровых работ. В 1616 году Тербрюгген был принят в Гильдию Святого Луки, и в том же году женился. Сохранившиеся документы показывают, что в 1626 году доходы позволили художнику приобрести в городе большой дом. Предположительно в 1627 году Тербрюгген встречался с Рубенсом, посетившим Утрехт.
Умер художник 1 ноября 1629 года в Утрехте во время эпидемии чумы.
Однакоего работы оказали большое влияние на живопись других художников. Творчество Тербрюггена, отличающееся глубокой меланхолией и драматической силой, высоко ценили Рембрандт, Халс, Вермеер и Рубенс, который считал его лучшим из мастеров Утрехта.
В XVIII и XIX веках интерес к творчеству Тербрюггена угас. Повторное открытие его картин стало частью переоценки искусства Караваджо в XX веке. Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.
Автор текста: Ольга Северинова.