Отречение апостола Петра - Рембрандт Харменс ван Рейн

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Отречение апостола Петра
Отречение апостола Петра
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Рейксмузеум, Амстердам, Голландия
Произведение: Отречение апостола Петра
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко, Золотой век Голландии
Дата создания: 1660 г.

Описание произведения.

Отречение апостола Петра — новозаветный эпизод, встречающийся во всех четырех Евангелиях. По хронологии евангельских событий это произошло в ночь с четверга на пятницу. Апостол Пётр отрёкся от Иисуса Христа после его ареста, что было предсказано Спасителем ещё во время Тайной Вечери. Пётр трижды сказал, что не знает Христа, в страхе, что его тоже схватят и поведут на суд. Услышав, как пропел петух, он вспомнил слова своего Учителя и горько раскаялся.

Картина Рембрандта явно следует тексту апостола Луки, где мы встречаем образно преобразованное рембрандтовской психологией предложение: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды». (Лк.22:61). На переднем плане Рембрандт изобразил служанку с солдатами и отрекающегося Петра, а на заднем плане, в правом верхнем углу — Христа со связанными сзади руками, который может лишь наблюдать предательство перед тем, как его уведут.Служанка держит свечу, освещая лицо Петра, чтобы удостовериться, что он был с Иисусом. Она уже произнесла слова: «И этот был с ним». Пьющий солдат отстраняет флягу, его взгляд мрачнеет, охрана за ним прислушивается, готовясь схватить подозреваемого. Но Пётр отрекается от своего Учителя. Его взгляд так невинен, что никто не сомневается в нём. Самому же апостолу мучительно переносить собственное малодушие, он пытается уйти, уклониться, что выдает движение его рук.

История создания.

Картина написана в 1660 году, в традициях господствовавшего в ту эпоху барокко. Мастерски сопоставив свет и тень, Рембрандт передал зрителям целостный многофигурный библейский сюжет. Именно свет играет ключевую роль в выявлении истинной сути изображенных характеров. Сюжетно картина делится на два плана. Так, фигуры солдат погружены во тьму, их лица напряжены и озлоблены. Напротив, одухотворенный лик апостола красив и полон достоинства: прямой нос, умные глаза, благородная седина бороды. Его светлые одеяния свидетельствуют о том, что впоследствии Петр раскается в совершённом отречении и заслужит прощение. Рембрандту удается воплотить на полотне момент тяжелого душевного выбора, который нередко стоит перед каждым из нас.

Полотно долгое время находилось в Париже. Сначала оно принадлежало маркизу де Войеру, затем графу де Ванс и графу де Бодуин. Впоследствии картину приобрела императрица Екатерина Великая для своей коллекции в Санкт-Петербурге. При распродаже картин Эрмитажа в 1930-х годах, это полотно было приобретено музеем Амстердама и с 1933 года входит в его коллекцию.

Отношение автора к вере.

На жизненный путь Рембрандта ван Рейна выпало немало испытаний. Авторитет художника был непререкаем в пору расцвета его творчества и превращен в ничто дикой завистью коллег по цеху после разорения живописца. Одинокий, переживший смерть двух любимых женщин, дорогого сердцу сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, не помнящий себя в последний год своей жизни, он нашел спасение в создании грандиозных полотен на Библейские сюжеты. Всю свою жизнь художник проходил проверку на веру. Вероятно, обращение к Евангелию, помогало Рембрандту переосмысливать происходящие события и находить столь нужную духовную опору. Примечательно, что Рембрандт был чуть ли не единственным из голландских живописцев, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Его произведения, многие из которых посвящены евангельской теме, отличаются духовной проникновенностью, глубиной эмоций, тематическим многообразием и колористическим мастерством.

Трактовка библейских сюжетов у Рембрандта менялась в соответствии с общей эволюцией его творчества и мировоззрения. В ранних произведениях художника преобладает барочная — патетическая, темпераментная живопись с обилием натуралистических деталей: «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Ослепление Самсона» (1636). Постепенно внешний пафос уступает место внутренней одухотворенности: «Давид, играющий на арфе перед Саулом» (1657), «Аман, Ахасвер и Эсфирь» (1660).

Биография.

Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель Золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 года, в семье зажиточного мельника. В 1620 году поступив в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635) и «Даная» (1636). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 1630-х годов сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко с новаторским подходом к классическим сюжетам.

На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 году работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. Впоследствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саксия. С 1640-х годов Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 году он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 году художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669). Художник ушел из жизни 4 октября 1669 года, в Амстердаме.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.



Оставить комментарий