Немецкий реквием (Ein deutsches Requiem) - Брамс Иоганнес

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Немецкий реквием (Ein deutsches Requiem)
Немецкий реквием (Ein deutsches Requiem)
Автор: Брамс Иоганнес
Произведение: Немецкий реквием (Ein deutsches Requiem)
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1868 г.
Стиль:Духовное произведение

Описание произведения.

«Немецкий реквием» Брамса по замыслу и воплощению сильно отличается от традиционной латинской заупокойной службы. Это не проникнутая скорбью и благоговейным ужасом мольба к Богу о милости, здесь основная идея – Божье утешение, необходимое живым, пережившим потерю близких. Мысль об утешении становится сквозной темой произведения. С цитаты из Нагорной проповеди «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».(Мф. 5:4) начинается Реквием, и блаженством «умирающих в Господе». (Отк. 14:13) он заканчивается.

Произведение состоит из 7 частей. Брамс сам подобрал для каждой из них соответствующие тексты из Священного Писания.

В итоге получилась концентрическая зеркальная структура, в которой каждая пара номеров либо объединена общей мыслью, либо представляет собой вопрос и ответ на него:

1. Блаженство («Блаженны плачущие»)

2. Траурное шествие («Всякая плоть, как трава»)

3. Утешение («И ныне, чего ожидать мне, Господи?»)

4. Блаженство («Блаженны живущие в доме Твоем»)

5. Утешение («Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас»)

6. Воскресение из мертвых («Смерть, где твое жало?»)

7. Блаженство («Блаженны мертвые»)

Музыкально-интонационные, текстовые и образные соответствия связывают каждую концентрическую пару номеров. Благодаря этому архитектоника произведения напоминает величественное здание, опирающееся на арочные конструкции. Вступительный и заключительный хоры (№1 и №7) объединены общим настроением светлой грусти; а с эпическим траурным маршем (№2) перекликается грандиозное торжество победы над смертью (№6). В центре семичастной композиции Брамс помещает светлый лирический номер «Wie lieblich sind deine Wohnungen» («Как вожделенны жилища Твои»). Этот номер окружен двумя также лирическими фрагментами, в которых звучат солирующие голоса. Соло баритона из №3 «Herr, lehre doch mich» («Скажи мне, Господи») наполнено смятением, вызванным тяжелой утратой и мыслями о смерти. «Господи, как мне утешиться?», – вот основной вопрос, звучащий в этой части. Ответ на него звучит в №5 «Ihr habt nun Traurigkeit» («Так и вы теперь имеете печаль»). Голос солистки сопрано, появляющейся в этой части, напоминает образ нежной матери, о которой говорит пророк Исайя: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас», – обещает Бог.

Несомненно, произведение Брамса глубоко укоренено именно в немецкой музыкальной культуре. Об этом свидетельствует и использование немецкого языка, и звучание в ткани произведения интонаций протестантского хорала, и следование автора архитектоническим принципам вокально-хоровых сочинений, принятым еще у Баха и Генделя. Однако глубина и искренность переживания, проникновенное и вместе с тем величественное воплощение поднимают реквием Брамса над узконациональным, выводя его на общечеловеческий уровень. Сам композитор писал о своем произведении: «Признаюсь, что охотно опустил бы слово "немецкий" и просто поставил бы "человеческий"».

История создания.

Впервые мысль о создании реквиема возникла у композитора в 1856 году в связи со смертью Р. Шумана, с которым Брамс дружил в последние годы его жизни. Однако непосредственным толчком для написания произведения послужила смерть матери Брамса в 1865 году. К осени следующего года работа была практически закончена. 1 декабря 1867 года в Вене прозвучали первые три части «Немецкого реквиема». Премьера оказалась не слишком удачной, и композитор существенно переработал партитуру. Вновь реквием прозвучал 10 апреля 1868 года в Бремене под управлением автора. На сей раз произведение имело огромный успех. После второго исполнения в мае 1868 года Брамс дописал еще одну часть (№5). В окончательной редакции премьера «Немецкого реквиема» состоялась 18 февраля 1869 года в Лейпциге под управлением Карла Райнеке.

Отношение автора к вере.

Иоганнес Брамс был воспитан в протестантской семье и с детских лет хорошо знаком со Священным Писанием. Во взрослые годы он не придерживался религиозных обрядов какой-либо конфессии и никогда публично не называл себя верующим. Более того, некоторые его высказывания заставляли современников считать его скептиком и даже атеистом. Наиболее эмоционально об этом высказался Антонин Дворжак: «Такой человек! Такая душа! и не имеет веры».

Однако будучи очень замкнутым человеком, Брамс зачастую просто не хотел выставлять на показ глубокие духовные поиски, характерные для него на протяжении всей жизни и так или иначе нашедшие отражение в его творчестве. Сегодня исследователи биографии Брамса спорят о том, каково же было его подлинное отношение к вере. Так, например Л. Акопян считает, что многие поздние работы композитора «проникнуты глубоким религиозным чувством».

Брамс многократно обращался к христианской тематике и часто использовал Священное Писание в качестве текстовой основы для своих произведений. Его компоновка текстов в духовных произведениях («Немецком реквиеме», мотетах и др.) выдает не просто хорошее знакомство с библейским текстом, но проникновение в его духовную суть. Любовь к Библии Брамс пронес через всю жизнь. Он постоянно внимательно изучал ее. Исследователь творчества Брамса Х. К. Штекель рассматривает пометки композитора, оставленные им на полях его экземпляра Священного Писания. Большое число таких пометок относится к книге Иова, Псалтири и книге Притчей Соломоновых. В Новом Завете внимание Брамса привлекала Нагорная проповедь Христа и отдельные послания апостолов. Исследователь отметил общую мысль большинства выделенных Брамсом фрагментов: в них «преобладает образ величественного, всемогущего Творца, который любит и спасает людей».

Биография.

Иоганнес Брамс родился в 1833 году в Гамбурге. Его отец был валторнистом и контрабасистом и работал в оркестре городского театра.

Музыкальные способности рано проявились у мальчика. С 7 лет он начал учиться игре на фортепиано, кроме того, отец занимался с ним игрой на духовых и струнных инструментах. С 13 лет Брамс брал уроки теории и композиции у известного музыкального педагога Эдуарда Марксена. В 14 лет Иоганнес впервые выступил с сольным концертом. В это время он также активно занимается аранжировкой народных венгерских и цыганских мелодий для оркестра.

В 1853 году Брамс вместе с венгерским скрипачом Эде Ременьи совершил гастрольную поездку по городам Германии. В это время он познакомился со многими выдающимися музыкантами, в частности с Ференцем Листом и Робертом Шуманом. Несмотря на различные взгляды (эти два композитора на тот момент представляли собой полярные направления в романтизме), оба они очень высоко оценили талант Брамса. Шуман блестяще отозвался о Брамсе в своей «Новой музыкальной газете». Брамс всегда очень уважал Роберта Шумана и восхищался его женой, пианисткой Кларой Вик-Шуман. На протяжении всей жизни он испытывал к ней глубокую дружескую привязанность.

В 1857–1859 году Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде. К этому времени Брамс уже был знаменит как пианист, но его композиторское творчество до сих было практически неизвестно.

В 1859 году Брамс вернулся в Гамбург, где стал руководителем любительского женского хора.

Поздний и наиболее плодотворный период творчества Брамса связан с Веной. В 1863 году он возглавил венскую Певческую академию. В это время он также выступает как пианист и хоровой дирижер, ездит с концертами по странам Европы, преподает. С 1868 года композитор окончательно обосновался в Вене. Его последней официальной должностью стал пост художественного руководителя «Общества друзей музыки», который он занимал в 1872–1873 гг.

В музыкальной и общественной жизни Вены в 60-80-х годах XIX века важную роль играла полемика между почитателями Вагнера и Брамса. Брамс был представителем более консервативной, «лейпцигской» школы романтизма, Вагнер олицетворял радикальное «прогрессистское» направление. Зачастую различные взгляды на искусство приводили «вагнерианцев» и «брамсианцев» к ожесточенным столкновениям в прессе.

До 1890 года продолжался период наивысшей творческой активности Брамса. В это время были созданы все его 4 симфонии, а также концерты, сонаты и вокально-хоровые опусы.

После 1890 года серьезно ухудшается здоровье Брамса, и он собирается оставить сочинение музыки, но все же создавать новые произведения он продолжал практически до самого конца жизни. Многие из его поздних работ имеют духовную тематику.

Умер Иоганнес Брамс в 1897 году. Его последним произведением стала хоральная обработка для органа «O Welt, ich muß dich lassen» («О мир, я должен тебя покинуть»).

Автор текста : Рау Евгения Робертовна.

Текст.

1.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.

С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.

2.
Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве, засохла трава и цвет ее опал.

Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня.
Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.

Но слово Господне пребывает в век.

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием, и радость вечная будет над головою их, они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся.

3.
Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.

Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобой.

Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку, напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то. И ныне, чего ожидать мне, Господи? Надежда моя на Тебя.

А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.

4.
Как вожделенны жилища твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни. Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Блаженны живущие в доме Твоем, они непрестанно будут восхвалять Тебя.

5.
Так и вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас.

Видите своими глазами: я немного потрудился и нашел себе великое успокоение.

Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас.

6.
Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

... тогда сбудется Слово написанное: поглощена смерть победою.
"Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?"

Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

7.
...Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе, ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.

Оставить комментарий