«Магдалина» («Чуть ночь, мой демон тут как тут...») - Пастернак Борис Леонидович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Магдалина» («Чуть ночь, мой демон тут как тут...»)
«Магдалина» («Чуть ночь, мой демон тут как тут...»)
Автор: Пастернак Борис Леонидович
Произведение: «Магдалина» («Чуть ночь, мой демон тут как тут...»)
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1949 г.

“МАГДАЛИНА” ( “ЧУТЬ НОЧЬ,МОЙ ДЕМОН ТУТ КАК ТУТ…”)

Чуть ночь, мой демон тут как тут,

За прошлое моя расплата.

Придут и сердце мне сосут

Воспоминания разврата,

Когда, раба мужских причуд,

Была я дурой бесноватой

И улицей был мой приют.

Осталось несколько минут,

И тишь наступит гробовая.

Но раньше, чем они пройдут,

Я жизнь свою, дойдя до края,

Как алавастровый сосуд,

Перед тобою разбиваю.

О где бы я теперь была,

Учитель мой и мой Спаситель,

Когда б ночами у стола

Меня бы вечность не ждала,

Как новый, в сети ремесла

Мной завлеченный посетитель.

Но объясни, что значит грех

И смерть и ад, и пламень серный,

Когда я на глазах у всех

С Тобой, как с деревом побег,

Срослась в своей тоске безмерной.

Когда Твои стопы, Исус,

Оперши о свои колени,

Я, может, обнимать учусь

Креста четырехгранный брус

И, чувств лишаясь, к телу рвусь,

Тебя готовя к погребенью.

Описание произведения.

Стихотворение «Магдалина» («Чуть ночь, мой демон тут как тут...») является первой частью диптиха Бориса Пастернака, названного именем христианской святой. Произведение написано четырёхстопным ямбом и построено в форме монолога Магдалины, обращённого ко Христу. Композиционно стихотворение разделено на пять строф с разным количеством строк: первая строфа состоит из семи стихов; вторая, третья и пятая – из шести; четвертая – из пяти.

Доминирующей темой первой строфы является раскаяние Магдалины: «Чуть ночь, мой демон тут как тут, / За прошлое моя расплата. / Придут и сердце мне сосут / Воспоминания разврата, / Когда раба мужских причуд, / Была я дурой бесноватой / И улицей был мой приют». О том, что Мария Магдалина была блудницей, в Евангелиях напрямую не говорится, но она упоминается, как «Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов» (Лк.8:2). Представление об этом укоренилось в западной христианской культуре из-за отождествления святой Магдалины с женщиной, помазавшей ноги Христа миром в доме фарисея: «Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежавшему на голову» (Мф. 26:7). В контексте пастернаковского стихотворения Магдалину преследуют призраки-воспоминания её прошлой грешной жизни.

Во второй строфе раскаяние сменяется темой смерти: «Осталось несколько минут, / И тишь наступит гробовая». Образ абсолютной тишины отсылает к страшному торжеству смерти, на грани которой находится не только героиня, но и Спаситель. Однако Магдалина совершает подвиг веры, выбрав бытие со Христом: «Я жизнь свою, дойдя до края, / Как алавастровый сосуд, / Перед тобою разбиваю». Метафора разбиваемого во имя Христа алавастрового сосуда – жизни Марии – отсылает к словам Христа из Евангелия от Марка: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мк.8:35).

Третья строфа перекликается с первой: образ «вечности», ждущей по ночам «у стола», сочетается с низким сравнением с «завлечённым посетителем» в «сети» недостойного ремесла лирической героини. Следовательно, под присутствующей «вечностью» поэт подразумевает осознание Магдалиной грядущей гибели и бесконечных страданий.

В четвёртой – кульминационной – строфе совмещаются мотивы страданий и спасения. Мария спрашивает у Христа: неужели та боль, которую она испытала, чувствуя грядущую смерть Спасителя, слабее, чем вечные страдания: «Но объясни, что значит грех, / И смерть, и ад, и пламень серный, / Когда я на глазах у всех / С Тобой, как с деревом побег, / Срослась в своей тоске безмерной»? Соединение со Христом изображено через сравнение с побегом, вросшим в дерево, который теряет себя, но становится частью превосходящего его целого. Образ дерева символизирует Древо Жизни, дарующее спасение от смерти.

В последней строфе Пастернак углубляет образ дерева с помощью мотива креста: «Когда Твои стопы, Исус, / Оперши о свои колени, / Я, может, обнимать учусь / Креста четырёхгранных брус / И, чувств лишаясь, к телу рвусь, / Тебя готовя к погребенью». Магдалина, готовя Спасителя к погребению, становится сопричастна Его смерти, чувствует те же страдания и, соответственно, через Него обретёт Воскресение.

Первое стихотворение пастернаковского диптиха «Магдалина» поднимает темы смерти и Спасения. Образ Магдалины содержит внутренний надлом, связанный с грешным прошлым, однако желание исцелиться приводит её к покаянию, сопричастности крестным мукам Христа и Спасению.

История создания.

Стихотворение «Магдалина I» («Чуть ночь, мой демон тут как тут») написано Борисом Пастернаком в 1949 году и включено в состав цикла «Стихотворения Юрия Живаго». В комментарии, который сопровождает произведение в 1 томе пастернаковского «Избранного», сказано, что «форма обращения Магдалины к Христу использована была в стихотворении Р. М. Рильке “Пиета” из книги “Новые стихотворения”».

По мнению И. Бродского, это произведение в масштабах творчества Бориса Леонидовича является не совсем удачным. Объяснение неудачи построено на том, что образец («Пиета» Рильке), избранный Пастернаком, слишком «мужской» и «рациональный», чтобы говорить от лица страдающей Магдалины. По замечанию Бродского, «оно производит впечатление скорее вариации на тему, упражнения, если угодно, выполненного к тому же далеко не безукоризненно». В нём интеллекта больше, чем веры, больше слов, чем голоса; оно есть, по мнению поэта, «больше — выход, чем выдох».

Но, вопреки замечаниям Бродского, первая часть диптиха «Магдалина» имеет огромное значение для романа «Доктор Живаго», поскольку оно с помощью евангельского контекста расширяет и углубляет образ Лары и раскрывает смысл внутренних противоречий пастернаковской героини, в чертах которой узнаётся писательница Ольга Ивинская.

Отношение автора к вере.

Обращение в христианство Пастернака не отмечено мировоззренческим переломом, как это было у Петрарки, Гоголя или Льва Толстого. Борис Леонидович говорит об этом просто: «Как от обморока ожил». Для многих художников приход к христианству был способом выйти за границы своего искусства, ставшего идолом. Пастернак же в служении Христу видит новый творческий поток, свободу и пространство для художественного выражения. По мнению Ольги Седаковой, для Пастернака подлинное искусство несёт весть о рае возвращённом и в некотором смысле совпадает с Благой вестью.

У современников создавалось впечатление, что характер поэта вобрал в себя христианский дух, — Пастернак до конца жизни оставался очень простым и по-детски наивным человеком. Лидия Чуковская пишет о поэте: «Пастернак с годами научился чувствовать чужую боль».

Жизнь для Бориса Леонидовича являлась точкой схождения творческого вдохновения и веры. О Божественном даре жизни и о дарении себя миру Пастернак пишет во многих своих произведениях. В дарении себя поэт видит способ подражания Христу.

Истину поэт понимал преломлённой через своё художественное воображение. Основой «лирической истины» Пастернака является жалость, понимаемая поэтом как жертвенность и отсутствие всякого насилия: «Если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, всё равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповедник».

В творчестве поэт видит служение бесконечности, бессмертию, т.е. способ победы над смертью. Пастернак говорил: «Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство, то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает».

Биография.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в 1890 году, 29 января. Он рос в творческой атмосфере, которая благотворно повлияла на развитие его таланта. Родители — пианистка и художник — часто принимали у себя видных деятелей русской культуры. Благодаря близкому другу семьи, композитору Скрябину, именно музыка оказала наибольшее влияние на будущее творчество Пастернака.

В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.

Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует писать произведения сам. Помимо этого будущий поэт занимается живописью. Свои опыты в музыке он скромно называл «музыкальным лепетанием», а поэзию и прозу — «литературным лепетанием». Со временем Пастернак поймёт, что литературный дар его более глубок и силен, и оставляет занятия музыкой, посвящая больше времени поэзии.

В 1908 году Борис Леонидович становится студентом Московского университета. Он учится на философском отделении. Первые стихотворные опыты пришлись на 1909 год, но тогда Пастернак не придавал им значения. После выпуска примкнул к «Мусагетам», затем к футуристическому объединению «Центрифуга». После революции поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.

Первый сборник выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров». В 1921 году семья Бориса Леонидовича эмигрирует в Берлин. После этого поэт активно поддерживает связь с покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на Евгении Лурье. У них рождается сын Евгений. Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя — жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.

Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». В тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской поэзии.

В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у пары рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.

Изначально отношение советской власти и, в частности, Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая Путина и Льва Гумилёва. Он также отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения. Однако ближе к сороковым советская власть меняет своё расположение. Поэта обвиняют в недостаточном соответствии духу времени. Из-за этого популярность и востребованность поэта идёт на спад.

В сороковых годах переводит зарубежную классику — произведения Шекспира, Гёте и других. Этим и зарабатывает на жизнь.

Вершина творчества Пастернака — роман «Доктор Живаго» — создавался десять лет, с 1945 по 1955 гг. Родина не одобрила романа, ни одно издательство, ни один литературный журнал не соглашался его печатать. «Доктор Живаго» был опубликован за границей – в Италии в 1957 году. Это привело к осуждению Пастернака в СССР, исключению из Союза писателей и жестокой травле. Писателя высмеивали, обвиняли в предательстве, не публиковали. Пик травли пришёлся на 1958 год, когда Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию. Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович не успел дописать пьесу «Слепая красавица».

Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, в 1960 году, 30 мая.

Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

FB2

EPUB

  • Магдалина - Борис Пастернак

    1

    Чуть ночь, мой демон тут как тут, За прошлое моя расплата.

    Придут и сердце мне сосут

    Воспоминания разврата,

    Когда, раба мужских причуд,

    Была я дурой бесноватой

    И улицей был мой приют.

    Осталось несколько минут,

    И тишь наступит гробовая.

    Но, раньше чем они пройдут,

    Я жизнь свою, дойдя до края, Как алавастровый сосуд,

    Перед тобою разбиваю.

    О, где бы я теперь была,

    Учитель мой и мой Спаситель, Когда б ночами у стола

    Меня бы вечность не ждала,

    Как новый, в сети ремесла

    Мной завлеченный посетитель.

    Но объясни, что значит грех, И смерть, и ад, и пламень серный, Когда я на глазах у всех

    С тобой, как с деревом побег, Срослась в своей тоске безмерной.

    Когда твои стопы, Исус,

    Оперши о свои колени,

    Я, может, обнимать учусь

    Креста четырехгранный брус

    И, чувств лишаясь, к телу рвусь, Тебя готовя к погребенью.

    2

    У людей пред праздником уборка.

    В стороне от этой толчеи

    Обмываю миром из ведерка

    Я стопы пречистые твои.

    Шарю и не нахожу сандалий.

    Ничего не вижу из-за слез.

    На глаза мне пеленой упали

    Пряди распустившихся волос.

    Ноги я твои в подол уперла,

    Их слезами облила, Исус,

    Ниткой бус их обмотала с горла, В волосы зарыла, как в бурнус.

    Будущее вижу так подробно,

    Словно ты его остановил.

    Я сейчас предсказывать способна

    Вещим ясновиденьем сивилл.

    Завтра упадет завеса в храме, Мы в кружок собьемся в стороне, И земля качнется под ногами, Может быть, из жалости ко мне.

    Перестроятся ряды конвоя,

    И начнется всадников разъезд.

    Словно в бурю смерч, над головою

    Будет к небу рваться этот крест.

    Брошусь на землю у ног распятья, Обомру и закушу уста.

    Слишком многим руки для объятья

    Ты раскинешь по концам креста.

    Для кого на свете столько шири, Столько муки и такая мощь?

    Есть ли столько душ и жизней в мире?

    Столько поселений, рек и рощ?

    Но пройдут такие трое суток

    И столкнут в такую пустоту,

    Что за этот страшный промежуток

    Я до воскресенья дорасту.

Оставить комментарий