Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Икона «Страшный суд», написанная новгородскими мастерами в XV веке, поступила в собрание Третьяковской Галереи из Государственного исторического музея в 1930 году. До этого она находилась в собрании А.В.Морозова.
Образ написан яичной темперой по левкасу, на сосновой доске размером 162 × 115см с врезными односторонними шпонками, покрытой паволокой. Икона поделена на четыре регистра, отделённые друг от друга дугообразными линиями.
В самом верхнем регистре, по центру, изображена поясная фигура Бога Саваофа в кругах славы, вокруг - фигуры серафимов и символы евангелистов. В небольших кругах, на светлой славе, изображены силы небесные – ангелы по двое, в семи медальонах и престол – в восьмом. По наружному большому кругу серо-зелёного цвета, размещены двенадцать медальонов с головами в коронах, которые символизируют небесные светила по зодиакальным знакам. Чередование розовой и зеленой красок на медальонах означает, по всей видимости, смену дневных и ночных периодов. В этот же круг, слева, вписан праотец Енох (по мнению других специалистов - Иоанн Богослов), получивший от Бога откровение о конце мира, и вознесённый живым на небо. На самом верху облачного круга изображён сосуд, вероятно, с кровью. Это может быть Соломонова чаша, древний прообраз Евхаристии. Справа от кругов славы, под ангелами, закатывающими небесный свиток (эта композиция символизирует наступление Конца Мира), три круга. В центральном круге – Христос на троне, передний - с Ангелами Света, последний, за Ним - черный. Под этим кругом написаны три ангела, летящие к Голгофе, на которой можно видеть крест, копье, трость и пещеру с останками Адама. В верхнем левом углу этого регистра изображен Горний Иерусалим и праведники.
В центре второго регистра помещён Христос, Судия мира, также в кругах славы. Справа и слева от Него – Божия Матерь и Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род людской, у их ног Адам и Ева. К Адаму из ада поднимается змий, символизирующий грех. По сторонам от центральной группы фигур, справа и слева, сидят двенадцать апостолов с раскрытыми книгами, за ними находятся ангелы, стражи небесных врат.
Ниже, в третьем регистре, изображены народы, идущие на суд, праведники подходят справа, грешники слева. Среди грешников, судя по оставшимся в некоторых композициях надписям - немцы, русь, ляхи, эллины, ефиопы, жиди и другие. Впереди грешников идёт евангелист Иоанн Богослов, указывающий на Христа Судию. В ногах грешников виднеется черная полоса, символизирующая наступление тьмы на Земле. Под центральной фигурой Христа написан престол с Его крестом, одеждой, орудиями страстей и Книгой Бытия, в которой есть все слова и дела людские. Под престолом, в круге, изображена рука, держащая на подставке сосудом, вероятно, с кровью Христовой. Рядом находятся весы, меряющие дела людские, около них идёт схватка ангелов и бесов за душу человека.
В самом нижнем регистре из адской пасти поднимается змий, на нем алые кольца, символизирующие будущие мытарства грешников, и маленькие фигурки чертей. Справа от змия темный круг рядом с ангелами, возвещающими о наступлении Судного дня для праведных и грешных. В этом круге находятся Земля и Море со зверями и рыбами, изрыгающими мертвецов для Страшного суда. Ниже написана разверстая пасть ада с сатаной, вцепившимся в душу Иуды. Рядом ангел трезубцем сталкивает в пылающий ад трех грешников — архиепископа, царя и монаха (версия новгородских иконописцев). Под адом нарисованы семь клейм, на каждом из них изображена сцена мучения за определённый смертный грех.
Слева от змия-греха находится Рай, представленный светлым медальоном с Богоматерью, ангелами и облагоразумившимся разбойником, и алыми райскими вратами в его основании, пока закрытыми. Слева от круга Божией Матери изображено Лоно Авраамово — старцы Авраам, Исаак и Иаков вместе с душами праведников, сидящие среди райских кущ. Слева к воротам Рая подлетают схимники с крыльями, справа идут, во главе с апостолом Петром, который держит ключ от ворот, земные праведники. Над группой праведников находится небольшой алый круг с четырьмя зверями, символизирующими, по видению пророка Даниила, погибельные царства – Вавилонское в образе медведя, Македонское в образе грифона, Персидское в образе льва и Римское (антихристово) в образе рогатого зверя. В самом низу иконы, посередине, между сценами ада и рая, находится фигура обнаженного человека, прикованного к столбу. Это «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного».
Цветовой колорит «Страшного суда» яркий, с преобладающими киноварным, светло-голубым и зелёным тонами, а также цветом охры и белил. Иногда встречаются коричневые и сиреневые цветовые пятна. Вохрение светлое, по коричневому санкирю, с высветлением и подрумянкой. Фон и поля иконы с остатками золота. Сохранность образа хорошая. При реставрации иконы в начале XX века, были сделаны тонировки с небольшими дополнениями рисунка.
При сравнении с начальными, византийскими изображениями Страшного суда, можно видеть, что новгородская икона содержит много дополнительных эпизодов. А также, характеризуется более вольным распределением по плоскости и более свободной трактовкой традиционных сюжетов.
История образа.
В композиции Страшного суда представлены темы из Евангелия и Апокалипсиса, из «Слова Ефрема Сирина», «Слова Палладия Мниха», «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы. Образ Страшного суда включает картины Конца Мира, Последнего Суда над человечеством, Воскресения мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства.
Истоки сюжетов Страшного суда восходят к фресковой катакомбной живописи IV века. «Страшный суд» входил в систему настенных росписей византийских и русских храмов, был широко представлен на Западе. Известно наиболее раннее. фресковое изображение Страшного суда в Кирилловском монастыре Киева, выполненное в XII веке. Сохранились также картины «Страшного суда», написанные Андреем Рублевым и Даниилом Черным на стенах Успенского собора города Владимира. Наиболее раннее известное иконописное изображение, относящееся к XV веку, можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля. Сюжеты Страшного суда создавались не для того, чтобы запугать, скорее - заставить задуматься над своими грехами. «Не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния» – этот посыл присутствует и в новгородской иконе.
Особенности иконописной школы.
Избежавший монголо-татарского нашествия, свободный Новгород испытывал в XIV – XV веках экономический и культурный подъём. Самым значимым периодом в развитии иконописи был рубеж XV века. Краски образов приобретают чистоту, палитра светлеет, из неё исчезают остатки былой сумрачности. Излюбленным цветом мастеров-иконописцев становится киноварь, определяющая мажорный характер всей палитры. Киноварь даётся в сочетании с золотом фона, с белыми, зелеными и оливковыми красками.
Новгородская иконопись того времени не любит замысловатых сюжетов. Упрощаются традиционные иконографические типы, отбрасываются все лишние фигуры. Композиции легко обозримы, в них нет вредящей сюжету дробности. Основная сюжетная линия не затемняется второстепенными эпизодами. Скупость в композиционной разработке составляет отличительную черту новгородцев. Они предпочитают простые иконографические изводы традиционных праздников, изображают святых стоящими в ряд. Предпочтение отдаётся полуфигурным образам и житейским иконам с бытовыми подробностями, в которых с наглядностью передаются сцены из жизни святых.
Композиции новгородской живописи, даже многофигурные - просты, гармонично вписаны в плоскости и согласованы с формами. Все элементы распределены в них равномерно и согласно их значимости, нет ни перегруженных, ни пустых мест. Фоновые пространства между изображениями имеют красивые формы, играя значительную роль во всей композиции. Фигуры часто располагаются симметрично, так они получают полное завершение. Однако симметрия разбивается поворотами и наклонами фигур, формами гор, зданий, деревьев и других изображений.
Композиции новгородского письма XV века всегда строятся в одной плоскости, декоративно. Сложные композиции делаются иногда в несколько ярусов, но всегда в одном плане, при этом строго соблюдается принцип мягких темных и светлых силуэтов. Для них характерна монументальность и спокойствие образов, стремление к лаконизму. Фигуры человека в новгородской живописи обычно несколько удлиненных пропорций, что придает им стройность и величие. Они всегда имеют глубокое внутреннее содержание. В их изображениях характерен строгий графический рисунок рук, ног и тела. В фигурах и в их одеждах содержатся яркие и темные детали, которые оживляют все спокойные тона.
Составитель текста: Марина Румянцева.