Икона «Отечество с избранными святыми» - Новгородская иконописная школа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Отечество с избранными святыми»
Икона «Отечество с избранными святыми»
Иконописная школа/ автор: Новгородская иконописная школа
Местонахождение: Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Название иконы: Икона «Отечество с избранными святыми»
Время создания: Конец XIV века

Описание иконы.

Икона «Отечество (Троица Новозаветная) с избранными святыми» (Ин.14:9-10), написанная новгородскими мастерами в конце XIV века, поступила в Третьяковскую Галерею из собрания М.П.Боткина в 1933 году.

Образ написан яичной темперой по левкасу на тёсаной трехчастной липовой доске с врезными шпонками, покрытой паволокой, размером 113×88 см. Был раскрыт частным образом, до поступления в Галерею.

В центре иконы изображён благословляющий Бог Отец в белых одеждах, сидящий на высоком престоле с Младенцем Иисусом на коленях. Иисус, в красно-коричневом гиматии с ассистом, держит голубя, Духа Святого, помещённого в круглую славу. У подножия трона находятся «престолы», высший ангельский чин, изображённый в виде огненно-красных кругов с крыльями и глазами. Над троном, по обе стороны, написаны фигуры огненных серафимов. По сторонам престола поясные изображения столпников Даниила (слева) и Симеона (справа), в коричневых монашеских одеждах на прямоугольных столпах в виде башен. Справа внизу, у подножия трона стоит Апостол Фома (Филипп) со свитком. Все фигуры представлены анфас.

Основные цвета композиции: белый, желтый, оливковый, зелёный, коричнево-красный, киноварь. Вохрение светлое, по коричневато-оливковому санкирю, с подрумянкой и резкими движками. Нимбы золотые, орнаментированные, у Отца и Сына – крестчатые. Фон и поля иконы светлой охры. Надписи у нимба Бога Отца «Очь и син и святы дух» сделаны киноварью.

Сохранность образа хорошая, на полях и в нижней части есть вставки более поздней записи. На лике Бога Отца обнаружены следы восстановления красочного слоя. По стыкам иконных досок имеются крупные трещины красочного покрытия.

История образа.

В русской иконописи композиция «Отечество» известна с XII века (икона Благовещения Антоньева монастыря в Новгороде). Иконографически образ Отечества представлен как триединое божество, Новозаветная Троица. Бог Отец изображается в образе старца, на его коленях или на груди – Бог Сын, Младенец Христос. В руках Младенца или над его головой Дух Святый в виде белого голубя в круглом ореоле. С XVI века у Бога Отца появляется восьмиконечный нимб и надпись: «Саваоф», вместо прежней «Отец» или «Ветхий Деньми». Фигуры столпников и Апостола Фомы (Филиппа), символизируют ступени познания Троицы. Фигура Апостола отсылает к евангельскому тексту, касающемуся единосущия Бога Отца и Бога Сына: «И ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца... Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» (Евангелие от Иоанна, XIV, 9–10).

По своей композиционной схеме «Отечество» сходно с центральным изображением на покрове из Новгородского музея, где представлен Спас на престоле, вверху херувим и серафим, а по сторонам Спаса — фигуры деисусного чина, данные в меньшем масштабе. Мастер-иконописец на иконе «Отечество с избранными святыми» следует византийско-славянскому толкованию сюжета, где Иисус изображается в виде Младенца, а не распятым, но допускает вольности, свойственные новгородцам, в надписях, превращая «Ветхого Деньми» в «Бога Отца».

Особенности иконописной школы.

Уже с XI – XII веков в иконах новгородского письма появляются характерные черты – цветовые пятна, лишенные оттенков, использование графических приёмов вместо светотеневой моделировки, обозначение складок на одежде изломанными линиями, противопоставление друг другу контрастных цветов.

Самым значимым периодом в развитии новгородской иконописи был рубеж XIV – XV веков. Краски образов приобретают чистоту, палитра светлеет, из неё исчезают остатки былой сумрачности. Излюбленным цветом мастеров-иконописцев становится киноварь, определяющая мажорный характер всей палитры. Киноварь даётся в сочетании с золотом фона, с белыми, зелеными и оливковыми красками.

Новгородские мастера выбирают простые иконографические изводы традиционных праздников, изображают святых стоящими в ряд. Предпочтение отдаётся житейским иконам с бытовыми подробностями, в которых с наглядностью передаются сцены из жизни святых. Композиции новгородской живописи просты, гармонично вписаны в плоскости и согласованы с формами. Все элементы распределены равномерно и согласно их значимости, нет ни перегруженных, ни пустых мест. Фоновые пространства между изображениями имеют красивые формы, играя значительную роль во всей композиции. Фигуры часто располагаются симметрично, так они получают полное завершение. Однако симметрия разбивается поворотами и наклонами фигур, формами гор, зданий, деревьев и других изображений.

Композиции новгородского письма всегда строятся в одной плоскости, декоративно. Для них характерна монументальность и спокойствие образов, стремление к лаконизму. Фигуры человека в новгородской живописи обычно несколько удлиненных пропорций, что придает им стройность и величие. Они всегда имеют глубокое внутреннее содержание. В их изображениях характерен строгий графический рисунок рук, ног и тела. В фигурах и в их одеждах содержатся яркие и темные детали, которые оживляют все спокойные тона.

В конце XV века, во время последнего противостояния Новгорода и Москвы, начинается активное прославление местных святых и истории. Но, уже в первой половине XVI века, происходит слияние новгородской традиции с московской.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий