Христос в Гефсиманском саду - Тьеполо Джованни Баттиста
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Господь Иисус Христос имел любимое место для уединения и отдыха, куда Он уходил из Иерусалима. Это был сад в селении, называемом Гефсимания (Мк. 14:32). В ночь перед арестом Спаситель с апостолами пришёл в привычное место. Сказав ученикам: "посидите тут, пока Я пойду помолюсь там" (Мф. 26: 36), Он взял с Собой двух сыновей Зеведеевых и Петра, отошёл и стал молиться, скорбя и тоскуя. "Авва! Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня" (Мк 14: 35–36). "О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22: 42). Душевное напряжение Христа было так сильно, что со лба на землю падал кровавый пот. Для утешения и поддержки с небес сошел ангел и беседовал с Ним. Когда Господь закончил молитву, пришел Иуда и с ним множество народа с мечами и кольями.
Эта евангельская сцена часто изображается в живописи. Иногда художник делает акцент на молитве Господа, а иногда на самом аресте или поцелуе предателя. Джованни Баттиста Тьеполо на своей картине совмещает два действия, моление о Чаше и арест. В центре на небольшом возвышении живописец изобразил обессилевшего Иисуса Христа, которого поддерживает ангел. В руке небесный посланник держит чашу, как символ страданий, которые должен до дна испить Сын Человеческий. Луч, идущий с неба, ярко освещает холм и делает участок слева, где спят трое учеников, самым темным на картине. К возвышению уже подошла толпа с факелами, пиками и кольями, готовая арестовать Христа. На втором плане видны городские ворота и восходящая над тёмными холмами луна.
История создания
Картина "Христос в Гефсиманском саду" написана Джованни Баттиста Тьеполо в 1745 - 50 году. В это время на смену тёмным краскам и резким контрастам раннего периода приходит мастерство с характерными для Тьеполо воздушностью и осветлением, в манере письма появляется размах и движение.
Отношение автора к вере
Родился художник в Венеции в 1696 году и вскоре был крещён в местной приходской церкви. Мальчик был назван в честь крестного отца дворянина Джованни Баттиста Дориа, а его небесным покровителем стал Иоанн Креститель.
В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ, им стала картина на религиозную тематику - "Принесение Исаака в жертву". Этот библейские сюжет рассказывает об испытании веры праотца Авраама, за которое Бог благословил его потомков. В этом смысле первая картина Тьеполо также оказалась пророческой, Бог благословил его труд, сделав знаменитым и востребованным живописцем. В настоящее время более шестисот картин Тьеполо находятся в музеях по всему миру.
Семейная жизнь художника так же была счастливой. В браке у Тьеполо родилось девять детей. Двое сыновей продолжили дело отца, а третий - стал священником. В последние годы жизни художник с сыновьями был приглашён испанским королём для росписи дворца, но одновременно в этот период им было написано множество алтарных образов. Джованни Баттиста Тьеполо прожил долгую жизнь, он умер на семьдесят пятом году жизни в Испании и был погребен в церкви Святого Мартина в Мадриде.
Биография
Джованни Баттиста Тьеполо-крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы, родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье шкипера Доменико Тьеполо. Отец умер через год после рождения сына, и мать Орсетта одна воспитывала шестерых детей, испытывая постоянную нужду.
Первым наставником в живописи Джованни Батиста стал венецианский художник Грегорио Ладзарини. Также заметное влияние на формирование собственного стиля Тьеполо оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. Первая картина, выполненная на заказ, была исполнена живописцем в возрасте 19 лет и называлась "Принесение Исаака в жертву".
В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и, начав самостоятельную карьеру, вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году Тьеполо женился на Марии Сесилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джанантонио. В этом браке родилось девять детей, двое из которых стали художниками и работали вместе с отцом.
Одним из первых крупных монументальных циклов в творчестве Тьеполо стал ансамбль архиепископского дворца в Удине, которые он выполнил по заказу Дионисио Дельфино в 1726 - 1728 годах. Написанные здесь фрески демонстрируют виртуозную технику, светлый колорит, неожиданные красочные сочетания. По завершении этого цикла художник много работал на севере Италии, расписывая дворцы и церкви, исполняя алтарные образы. В 1740 году Тьеполо украсил фресками потолок на втором этаже Скуолы Кармини.
С 1751 по 1753 год Тьеполо с сыновьями работал в Вюрцбурге, создав фрески для плафона Императорского зала в резиденции епископа – правителя Франконии. Их темой стали факты из жизни Фридриха Барбароссы. Сцены построены с широким применением оптических эффектов, создающих иллюзорное пространство, с барочной динамикой и монументальным размахом.
После возвращения в Венецию в 1753 году Тьеполо возглавил Академию живописи и скульптуры. В 1762 году по приглашению испанского короля художник вместе с двумя сыновьями прибыл в Мадрид для работы в королевском дворце. Последний период своей жизни с 1762 по 1770 год художник работал в испанской столице. В это время слава Тьеполо становится общеевропейской. В Мадриде Тьеполо выполнил роспись плафона тронного зала дворца, множество алтарных образов и станковых картин. Произведения представляют собой последний взлет итальянского барокко – монументального и торжественного. Соперником Тьеполо в Мадриде становится немецкий художник Менгс, представитель набирающего силу неоклассицизма.
Джованни Баттиста Тьеполо умер 27 марта 1770 года и был похоронен в церкви Святого Мартина в Мадриде.
Автор текста: Ольга Северинова.