Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Этот сюжет подробнее всего описан в Стихах 22-28 из главы 15 Евангелия от Матфея: «…И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час…». (Мф.15:22-28).
Яркая и звучная композиция отображает собой небольшую процессию, следующую за Иисусом, облаченным в темный траурный хитон. На лицах апостолов – удивление, ведь Учитель остановился выслушать незнакомую женщину-хананеянку, язычницу, народ которой поклонялся Молоху, исполняя жестокие культы. Она припала на одно колено и простирает руки к Христу, взывая о милости и прощении. Правая ладонь Иисуса поднята в благословляющем жесте.
Хананеянка изображена в европейской одежде женщины эпохи Возрождения. Все остальные апостолы – в античных, но красочных, контрастных гиматиях, которые на фоне залитого солнцем пустынного пейзажа с высоким голубым небом создают общее настроение сдержанной радости и тихого счастья. Искреннее раскаяние и вера в Христа – есть путь к спасению для любого человека, к какой бы национальности он не принадлежал и в какое время бы не жил.
История создания
Эта картина была написана для супруги испанского короля Фердинанда II Арагонского - Изабеллы Кастильской. Произведение являлось частью серии панно из 47 библейских сюжетов, созданной де Фландесом в бытность его придворным художником в соавторстве с Михелем Зиттовым. Каждая панель была размером около 21 х 16 см и представляла собой отдельный эпизод из жизни Иисуса Христа и Марии. На данный момент сохранилось только 28 живописных эпизодов и «Христос и хананеянка» - один из них.
Отношение автора к вере
О жизни Хуана де Фландеса известно немного. Некоторые пробелы в его биографии восполняют его удивительные произведения. Отдельные из них – подлинные шедевры. О том, с какой тщательностью и одухотворенностью написаны его религиозные картины, можно судить об отношении художника к вере. Хуан де Фландес был воспитан в христианской вере. Религия являлась его проводником в жизни. Работая над алтарными образами для монашеского братства Госпитальеров в Паленсии, он жил вместе с братьями в келье, и, вероятно, так же как и они, занимался опекой нуждающихся в помощи. Для Испании XVI века католичество было неотъемлемой частью жизни любого человека, и мастер каждый свой день начинал с молитвы. Поэтому в образах Христа, написанных живописцем, и на лицах современников Фландеса в его портретных работах, можно увидеть смирение, жизнелюбие и умиротворение. От картин Фландеса будто исходит душевная благодарность Всевышнему за бесценный дар жизни и великий художественный талант.
Биография
Хуан де Фландес родился во Фландрии около 1465 года. Его имя фактически означает «Ян из Фландрии». Некоторые свои работы он подписывал как «Ян Салаэрт» или «Мастер из Гента». Известно, что он был последователем живописной школы города Брюгге. В его творчестве заметно влияние известного фламандского мастера Яна ван Эйка.
Над чем работал Хуан де Фландес на родине, осталось неизвестным. Но задокументирован его приезд в Испанию в 1496 году. В возрасте 31 года художник начал работать в Кастилии. Там он написал несколько портретов видных вельмож и одно изображение королевы Елизаветы Кастильской. Его портретные работы имели успех. И через два года Хуан де Фландес официально стал придворным художником Ее Величества, прослужив в этой должности до смерти королевы, последовавшей в 1504 г. За время своей придворной службы Фландес успел написать портреты большинства представителей правящей династии. Впоследствии художник
жил в таких испанских городах, как Саламанка и Паленсия. Там он работал в местных церквях и соборах, для которых писал алтарные образы.
В 1509 году по заказу епископа Хуана Родригеса де Фонсеки живописец написал большое ретабло для собора в Валенсии, состоящее из 12 частей. Оно сохранилось и до сих пор производит грандиозное впечатление на зрителей. В Валенсии Фландес оставался до самой своей смерти, предположительно наступившей осенью 1519 года. В документах указано, что наследство мастера осталось его вдове.
Автор текста: Светлана Королева.