Хорал «Десять Заповедей» - Бах Иоганн Себастьян

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Хорал «Десять Заповедей»
Хорал «Десять Заповедей»
Автор: Бах Иоганн Себастьян
Произведение: «Dies sind die heilgen Zehn Gebot» (Вот десять Заповедей…)
Жанр: Духовное произведение
Стиль:Торжественный хорал
Дата создания: XVIII в.

Описание произведения.

«Dies sind die heilgen Zehn Gebot» (Вот десять Заповедей…) – хорал и хоральная прелюдия И.С.Баха, основанные на дословном пересказе Десяти Заповедей, данных Богом пророку Моисею на горе Синай. Композитор был очень увлечен темой сочинения хорала для известного церковного гимна, тем более в Лейпциге для этого были все возможности – великолепная школа мальчиков Томасшулле.

Произведение торжественного характера исполняется хором в сопровождении камерного оркестра с заметной партией труб – благодаря сложным мелодическим линиям каждой вокальной партии, слова Заповедей повторяются многократно, усиливая эффект воздействия на слушателей. В исполнении хора мальчиков, гимн звучит особенно трогательно и проникновенно.

И.С.Бах под впечатлением гимна сочинил также великолепную хоральную прелюдию для органа под тем же названием, но совершенно иного характера. Размеренное, спокойное движение основной мелодии заставляет слушателей остановиться, задуматься и вспомнить свое предназначение на земле… Эта музыка напоминает о вечности среди суетного мира.


История создания.

В Лейпциге впервые увидели свет великие работы И.С.Баха на темы Священного Писания – четыре городские церкви, хор мальчиков и хор университета были в полном распоряжении композитора и давали большой простор для воплощения самых смелых замыслов. Хорал «Dies sind die heilgen Zehn Gebot» и хоральная прелюдия неоднократно исполнялись и остались известны до сегодняшнего дня. В настоящее время существует несколько прекрасных записей этих произведений, напоминающих миру о Заповедях Божиих.


Отношение автора к вере.

И.С.Бах родился в семье церковных органистов и музыкантов в нескольких поколениях по линии отца Иоганна Амброзиуса Баха. Дяди и отец обучили юного композитора всем премудростям музыкальной науки. Безусловно, это была благочестивая христианская семья – Иоганн Себастьян был самым младшим ребенком и о нем заботились старшие братья, особенно это касалось обучения. После смерти родителей в возрасте десяти лет юный композитор поселился у старшего брата Иоганна Кристофа, который был органистом церкви св. Михаила в Ордруфе. Иоганн Кристоф обучил младшего брата премудростям церковной композиции ,игре на клавикордах (скрипку он освоил еще под руководством отца) и познакомил его с произведениями лучших композиторов. Такое серьезное «домашнее» обучение и подготовка позволили И.С.Баху поступить в престижную школу Святого Михаила в Люненбурге, где он за два года получил лучшее и полнейшее образование, необходимое церковному органисту под руководством известного Георга Бема. Бем уделял большое внимание талантливому ученику и даже позволял ему играть на знаменитом органе в Церкви святого Иоанна, где был органистом. Самым тщательным образом И.С.Бах готовился к величайшему призванию своей жизни – быть композитором церковной музыки. Он слушал лучших органистов и собирал знания, а также сам много трудился над переписыванием нот, а впоследствии над сочинениями. Своей жизнью он исполнил призыв псалмопевца Давида:

«Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия». (Пс.150).


Биография.

И.С. Бах родился в семье музыканта И.А. Баха и М.Э. Ламмерхит 21 марта (31н. ст.) 1685 года в городе Айзенахе, столице герцогства. Отец композитора был директором городских музыкантов и преподал сыну первые уроки теории музыки и обучил игре на скрипке. Впоследствии, когда в возрасте десяти лет Иоганн Себастьян осиротел, он переехал к брату и продолжил обучение музыке и композиции. С пятнадцати и до семнадцати лет юный Бах обучался в школе органистов в Люненбурге, где также обучались дети из аристократических семей северной Германии. Бах сделал большие успехи за время обучения в школе и по окончании получил место органиста в Тюрингии, где служил в нескольких соборах до 1723 года.В Мюльхаузене композитор получил очень хорошие условия и в 1706 году женился на кузине Марии Барбаре Бах. В 1720 году супруга композитора внезапно умерла, а в 1721 году он женился на Анне Магдалене, которая выступала, как сопрано при Кетенском Дворе.

Благодаря накопленному опыту, композитор в 1723 году получил место в Томаскантор (знаменитый хор мальчиков) Лейпцига и писал церковную музыку для главных церквей города и студенческого ансамбля университета «Коллегиум Мьюзикум». В 1726 году композитор впервые опубликовал часть своих сочинений, а через десять лет получил титул «придворного композитора» от курфюрста Саксонии и короля Польши Августа.

В 1750 году Иоганн Себастьян Бах вынужден был обратиться за медицинской помощью в результате ухудшения зрения, а затем и наступлении слепоты и из-за неудачно сделанной операции и осложнений после нее композитор умер в возрасте 65 лет. Хирург Джон Тейлор, сделавший операцию, впоследствии был признан шарлатаном – он своими действиями навредил очень многим людям, в том числе Г.Ф. Генделю.

Композитор оставил после себя богатейшее наследие, и сегодня нет в мире человека, которому неизвестно было бы это имя, но не всегда было так. Могила композитора более 100 лет была безымянной, а его прижизненная слава и признание померкли перед модными музыкальными течениями, но с XIX века сочинения И.С. Баха, как и его жизнеописание, стали интересовать многих именитых музыкантов и исследователей. Вплоть до настоящего времени музыка композитора становится все более популярной и известной, ее исполняют на фестивалях и конкурсах и даже существуют целые школы аутентичного звучания, стремящиеся точно отобразить лучшие творения композитора. Величайший талант смог приумножить И.С. Бах, как в церковной, так и в светской музыке, запечатлев свое имя на золотых скрижалях истории.

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.


Текст.

Dies sind die heilgen Zehn Gebot

I. Dies sind die heilgen Zehn Gebot,

Die uns gab unser Herre Gott

Durch Moses, seinen Diener treu,

Hoch auf dem Berg Sinai.

Kyrieleis!

II. Ich bin allein dein Gott, der Herr,

Kein Goetter sollst du haben mehr;

Du sollst mir ganz vertrauen dich,

Von Herzensgrund lieben mich.

Kyrieleis!

III. Du sollst nicht fuehren zu Unehrn

Den Namen Gottes, deines Herrn;

Du sollst nicht preisen recht noch gut,

Ohn was Gott selbst redt und tut.

Kyrieleis!

IV. Du sollst heilgen den Feiertag,

Dass du und dein Haus ruhen mag;

Du sollst von deinm Tun lassen ab,

Dass Gott sein Werk in dir hab.

Kyrieleis!

V. Du sollst ehrn und gehorsam sein

Dem Vater und der Mutter dein,

Und wo dein Hand ihnn dienen kann,

So wirst du langs Leben habn.

Kyrieleis!

VI. Du sollst nicht toeten zorniglich,

Nicht hassen noch selbst raechen dich,

Geduld haben und sanften Mut

Und auch dem Feind tun das Gut.

Kyrieleis!

VII.Dein Eh sollst du bewahren rein,

Dass auch dein Herz kein andre mein,

Und halten keusch das Leben dein

Mit Zucht und Maessigkeit fein.

Kyrieleis!

VIII. Du sollst nicht stehlen Geld noch Gut,

Nicht wuchern jemands Schweiss und Blut;

Du sollst auftun dein milde Hand

Den Armen in deinem Land.

Kyrieleis!

IX. Du sollst kein falscher Zeuge sein,

Nicht luegen auf den Naechsten dein;

Sein Unschuld sollst auch retten du

Und seine Schand decken zu.

Kyrieleis!

X. Du sollst deins Naechsten Weib und Haus

Begehren nicht noch etwas draus;

Du sollst ihm wuenschen alles Gut,

Wie dir dein Herz selber tut.

Kyrieleis!

XI. Die Gebot all uns geben sind,

Dass du dein Suend, o Menschenkind,

Erkennen sollst und lernen wohl,

Wie man vor Gott leben soll.

Kyrieleis!

XII. Das helf uns der Herr Jesus Christ,

Der unser Mittler worden ist;

Es ist mit unserm Tun verlorn,

Verdienen doch eitel Zorn.

Kyrieleis!



I

Вот десять заповедей, в них

Бог учит агнцев своих.

Закон Твой Моисей обрел,

Что на Синай взошел.

Господи, помилуй.

II

Знай, только я – Господь, Бог твой,

И нет других богов с тобой.

Ты Мне всецело доверяй,

Люби и почитай.

Господи, помилуй.

III

Имен Его произносить

Не стоит всуе, возносить

хвалу иным, чужим богам

грешно твоим устам.

Господи, помилуй.

IV

Чти день седьмой, субботний и

оставь в сей день дела свои,

чтоб Бога нашего хвалить,

в себя Его впустить.

Господи, помилуй.

V

Ты почитай отца и мать,

готов будь руку им подать,

и долог будет жизни путь

твоей, где счастье – суть.

Господи, помилуй.

VI

Из мести ты не убивай,

не гневайся, но всех прощай.

Будь терпелив, смягчай свой нрав,

врагу добром воздав.

Господи, помилуй.

VII

Свой брак ты в чистоте храни,

дурные помыслы гони,

утех телесных не ищи,

пред Богом трепещи.

Господи, помилуй.

VIII

Богатств соседа брать не смей,

за счет других не богатей,

достаток их – их кровь и пот,

лишь им бедняк живет.

Господи, помилуй.

IX

На ближнего не клевещи,

не направляй своей пращи

на дом соседа, прославляй

других, стыда не знай.

Господи, помилуй.

X

Чужой жены не смей желать,

греховно ею обладать;

тепло к соседу относись

и о себе молись.

Господи, помилуй.

XI

Господь нам заповеди дал,

чтоб каждый грех свой смертный знал.

По воле Господа живи

в терпеньи и любви.

Господи, помилуй.

XII

Не забывай о дне Суда,

будь честен в помыслах, тогда

Иисус Христос поможет нам

стать ближе к Небесам.

Господи, помилуй.

Оставить комментарий