Благовещенский собор Московского Кремля -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благовещенский собор Московского Кремля
Благовещенский собор Московского Кремля
Настоятель: храм не действующий, редкие богослужения
Местонахождение: Россия, Москва, Кремль, Соборная площадь
Название: Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы
Жанр: Архитектура
Год создания: 1489 год (15 век)

Описание.

Этот изящный белокаменный храм выделяется в ансамбле Соборной площади Московского Кремля своими девятью золотыми куполами. Церковь освящена во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Это евангельский сюжет о благой вести о рождении Сына, Спасителя всех людей, которую принес Пресвятой Деве посланец Бога Архангел Гавриил (Лк. 1:26-38). Благовещенский собор – домовая церковь великих князей московских и русских царей. Здесь традиционно крестились и молились русские монархи с семьей. Настоятель храма был, как правило, духовником царя, а также хранителем государевой печати. Боковые приделы собора освящены в честь Собора Архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, св. блгв. князя Александра Невского и св. Николая Чудотворца. В XVI в. Благовещенский собор называли храмом «у великого государя на сенях» или «на дворе», так как церковь входила в единый архитектурный ансамбль великокняжеского дворца и соединялась с ним переходом. С этим связано и современное расположение входа в собор: сегодня попасть туда можно с восточной стороны, что совершенно нехарактерно для православного храма. На самом деле это вход на особую галерею-гульбище, по которой можно дойти до настоящего входа в храм с западной стороны, которым пользовалась царская семья.

Архитектурно собор за время существования претерпел многочисленные перестройки и реставрации. В результате исполненные русскими зодчими главы и стены основного объема, украшенные сдержанным белокаменным узором фасад и килевидные закомары, сочетаются сегодня с богато орнаментированными порталами, карнизами, сводами и крыльцами галерей, созданными итальянскими зодчими.

Росписи Благовещенского собора датируются серединой XVI века. Разнообразие сюжетов фресок и их высокая сохранность делает собор уникальным явлением в древнерусском монументальном искусстве. Здесь находится редкий для православного искусства иконографический цикл, посвященный Апокалипсису Иоанна Богослова, а также самое ранее из сохранившихся на Руси изображений композиции «Древо Иессеево»: родословие Иисуса Христа, традиционно содержащее не только изображения предков Господа по плоти, но и пророков, предвозвестивших приход Спасителя в мир.

Характерной чертой росписи Благовещенского собора является включение в композицию «древа», наряду с ветхозаветными пророками, языческих античных философов и писателей: Сократа, Вергилия, Менандра, Фукидида и Платона. В руках у них свитки с текстами. На свитке Сократа цитаты из его поучений, созвучные православию: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». А на свитке Платона - пророчество о Христе: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника». Композиция занимает почти все пространство галереи и содержит порядка 200 фигур. Масштабный цикл сюжетов из Апокалипсиса дошел до нас не полностью, в результате перестроек и реставраций утеряна почти целая его треть. Цикл разделен тематически на три части: события на небе, события на земле и Страшный Суд. Среди сохранившихся «небесных» композиций центральное место занимает Спас Эммануил на троне, окруженный Ангелами с мечом и семью звездами, и павший ниц тайнозритель Иоанн Богослов. Здесь же сцена снятия печатей Агнцем Христом. Среди событий на земле можно указать изображение брани Архангела Михаила с бесами.

Далее разворачивается масштабная картина бедствий на земле, разразившихся после снятия печатей. В цикл Апокалипсиса входит и композиция Страшного суда. Среди праведников изображены сорок Севастийских мучеников, ветхозаветные святые три отрока в пещи огненной, семь отроков эфесских. В противоположной стороне – Сатана, в его руках душа Иуды. Здесь же - изображения мытарств, мучений грешников в аду.

В соборе находится один из самых древних высоких иконостасов на Руси. Некоторые из его икон датированы началом XV века. По свидетельству Троицкой летописи, иконы для него писали преп. Андрей Рублев и Прохор из Городца. Кроме того, среди особо почитаемых святынь Благовещенского собора – чудотворная икона Донской Божией Матери кисти Феофана Грека.

История создания.

В ходе археологических исследований Благовещенского собора выяснилось, что в конце XIV века на его месте стоял белокаменный одноглавый храм. В конце XV века Иван III при создании нового ансамбля Соборной площади полностью перестраивает домовую великокняжескую церковь. Львовская летопись сообщает о псковских мастерах, принимавших участие в строительстве нового здания храма. Они же, вероятно, стали авторами и кремлевской церкви Ризоположения: декор подкупольных барабанов у двух храмов идентичен.

Освященный в 1489 году Благовещенский собор изначально имел три главы. В середине XVI века по углам паперти достраиваются еще четыре придела, каждый из которых также увенчан куполом. Две небольшие главки над основным зданием храма, добавленные в то же время, сделали Благовещенский собор девятиглавым.

Приделы собора имеют собственную историю: появлялись новые, упразднялись старые. Так, не дошли до нашего времени престолы во имя святого Василия Великого, покровителя Василия III. и св. Михаила Малеина, в чью память был крещен царь Михаил Романов. А вот престол святителя Николая существует в соборе и сейчас: он был освящен в 1836 году по приказу царя Николая I в честь его святого.

Оставило свой след в истории Благовещенского собора имя царя Ивана Грозного. Легендарной считают исследователи историю «Грозненского крыльца». По народному преданию, крыльцо было пристроено к храму специально для царя, которому после четвертого брака запрещено было заходить в церковь. Археологи считают, что крыльцо построили гораздо раньше, однако весьма вероятно, что царь Иоанн именно сюда ходил после наложения строгой епитимьи. Еще одно свидетельство, связывающее Ивана IV и Благовещенский собор, приводит знаменитый русский историк Николай Карамзин. Он пишет, что в 1584 году слабевший здоровьем царь находился в тревоге. «Явилась комета с крестообразным небесным знамением между церковью Иоанна Великого и Благовещения: любопытный царь вышел на Красное крыльцо, смотрел долго, изменился в лице и сказал окружающим: вот знамение моей смерти!». Вскоре после этого царь действительно умер.

В 1918 году собор был закрыт. С 1955 года Благовещенский собор открыли, преобразовав его в музей. Богослужения здесь возобновились только в 1993 году, когда Святейший Патриарх Алексий II отслужил праздничную благовещенскую Литургию. С тех пор Патриаршая служба в Благовещение стала традицией для храма. После Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по сложившейся традиции, выпускает со ступеней Благовещенского собора белых голубей.

Автор текста: Марина Яфанова.

Оставить комментарий