Благовещение Пресвятой Богородицы - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы
Автор: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Местонахождение: Старая национальная галерея, Берлин
Произведение: Благовещение Пресвятой Богородицы
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Романтизм
Дата создания: 1818 г.

Описание произведения

События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира. На картине Карольсфельда изображен момент, когда спустившийся с небес ангел сообщает Марии благую весть: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк.1:28-31).

Лицо Марии выглядит смиренным и в то же время спокойным, одухотворенным. Кажется, она осознаёт всю глубину Божественного замысла в отношении своей жизни и с покорностью принимает на себя ответственность привести в мир младенца Христа.

Архангел протягивает к ней руку с двумя перстами, будто бы благословляя Марию на тот великий и нелёгкий путь, который был предназначен ей Господом. Лица персонажей Карольсфельд намеренно выделил светлыми тонами красок, чтобы еще больше подчеркнуть исходящее от них божественное свечение. Всё полотно написано в достаточно приглушенных оттенках, на нём отсутствует большое количество деталей, чтобы не отвлекать внимание зрителя от главной линии сюжета.

В то время как Гавриил благовествует Деве Марии, с небес спускается Дух Святой, традиционно изображаемый в виде голубя. Господь присутствует при этом великом событии и напоминает, что без Его участия не совершится никакое дело, Им предначертанное.

История создания

Работа Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда «Благовещение Пресвятой Богородицы» была написана в 1818 г. Она относится к периоду расцвета творческой деятельности художника, который к этому времени уже окончил Венскую академию художеств и отправился в Италию для изучения произведений итальянской школы живописи.

В начале своего пути, Карольсфельд был поглощен романтизмом как направлением в изобразительном искусстве. Влияние этого течения наглядно прослеживается и в его работе «Благовещение», которое внешне очень напоминает работы итальянских мастеров. Художник, вдохновленный на создание картины первой главой Евангелия от Луки, где архангел Гавриил сообщает радостную весть Марии, со всей тщательностью воссоздал сюжет и передал динамичность композиции.

Одна из характерных черт романтизма в живописи – дать возможность зрителю стать сопричастником изображаемых событий. Карольсфельду это удалось прекрасно, а значит, проведенный к тому моменту год во Флоренции оказал на художника большое влияние как на представителя романтического течения. Так или иначе,одного взгляда на его полотно достаточно, чтобы проникнуться торжеством происходящего действа.

Отношение автора к вере

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд родился и рос в протестантской Германии, поэтому с раннего детства впитал в себя традиции и особенности протестантской ветви христианства. В своём творческом процессе, до самого конца жизни, художник обращался к духовным сюжетам. Им написано немало произведений, основой которых послужили те или иные библейские истории и события.

В 1817 г. Карольсфельд переехал на время в Италию, жил сначала во Флоренции, затем в Риме. Известно, что, находясь в Италии, художник присоединился к католическому кружку так называемых «назарейцев» - обществу живописцев, объединившихся против классической системы образования на фоне развития романтизма. Назарейцы носили длинные одеяния, как у монахов, собирались вместе для чтения Библии и выступали за чистоту души.

Несмотря на это, Карольсфельд остался верен протестантизму. Под конец его жизни вышла одна из самых примечательных работ художника – «Библия в картинах», которую он проиллюстрировал гравюрами. Это принесло ему известность не только в Германии, но и далеко за ее пределами.

Биография

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (Schnorr von Carolsfeld) (1794—1872) — художник. Родился в Лейпциге, в семье живописца. Основательно подготовленный отцом, в 1811 году поступил в Венскую академию художеств и примкнул в ней к группе молодых художников, стремившихся прокладывать для себя пути, независимые от эклектического направления ее школы. Врожденная наклонность к романтизму побуждала Юлиуса усердно изучать произведения старинных немецких и итальянских мастеров. Первыми плодами этого изучения были картины: «Св. Рох, раздающий милостыню» (находится в Лейпцигском музее) и «Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя» (в Дрезденской галерее), наивные по композиции, но проникнутые теплым чувством.

В 1817 году Юлиус отправился в Италию и, проведя около года во Флоренции, поселился в Риме. В Риме, по поручению маркиза Массими, он украсил одну из зал его виллы фресками, изображающими 23 сцены из «Неистового Роланда» Ариосто (в 1820—1826 гг.), в которых обнаружилась его вдумчивость, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. Кроме того, из-под кисти художника вышло несколько картин, написанных масляными красками, как-то: «Брак в Кане Галилейской» (более чем с 60 фигурами), «Иаков и Рахиль», «Христос, благословляющий детей», «Св. Семейство», «Три христианских и три языческих витязя» (по Ариосто), «Руфь на ниве Вооза» и др. Во время пребывания его в Риме им исполнен также ряд замечательных пейзажных этюдов, впоследствии изданных Иорданом (Берлин, 1878 г.).

В 1827 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд был приглашен в Мюнхен на должность профессора исторической живописи. С этого времени наступил второй период его деятельности, в котором возложенные на него работы дали его таланту возможность показать себя в полном блеске. Король Людвиг I поручил ему украсить пять парадных зал в нижнем этаже своего мюнхенского дворца фресками на сюжеты из саги о Нибелунгах.

В 1848 году Шнорр фон Карольсфельд принял приглашение быть профессором Дрезденской академии и директором местной галереи. По переезде его в Дрезден начался третий период его жизни, в котором направление его творчества значительно изменилось: он почти совершенно бросил средневековую романтику и предался всей душой религиозному искусству. Живя в Дрездене, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд сочинил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты «Der Nibelungen Noth», изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе св. Павла и написал масляными красками картины: «Лютер на Вормском соборе», «Явление Христа апостолу Павлу на дороге из Рима» и некоторые другие. Выйдя в 1871 г. В отставку, он провел конец своей жизни на покое, в Дрездене.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий