Явление Христа народу - Александр Андреевич Иванов

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Явление Христа народу
Явление Христа народу
Автор: Александр Андреевич Иванов
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея.
Произведение: Явление Христа народу
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: классицизм, академизм.
Дата создания: 1837-1857 гг.

Описание произведения.

Сюжет картины основан на евангельском повествовании о начале проповеди Иисуса Христа, о встрече Мессии и мира. (Ин.1:29-31; Мф.3:1-17). Иоанн Креститель проповедует в Иудейской пустыне, призывая к покаянию всех, кто ждет пришествия обещанного Мессии. К нему идёт креститься как иудейская знать – фарисеи, саддукеи, мытари, так и простолюдины – рыбаки, рабы, войны, люди разных званий и возрастов, происхождения и веры. Призвание Иоанна – подготовить народ Израиля к появлению Того, Кто освободит мир от первородного греха. Увидев Иисуса издалека, Предтеча указывает на приближающегося Христа и возглашает: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». (Ин.1:29). Слова Крестителя разделяют пришедших на тех, кто принимает весть и тех, кто не рад этой встрече. Таким образом, полотно Александра Иванова становится иллюстрацией пролога новозаветной истории, и в тоже время её кратким содержанием, поскольку уже видно, кто будет учеником, а кто будет распинать Иисуса.

Композиция разворачивается подобно вееру перед фигурой Христа. Авансцена поделена на три части. Первая – это группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем, люди Нового Завета. Вторая группа героев олицетворяет приверженность Ветхому Завету, и наконец, третья группа, самая малочисленная, это язычники – те, кто еще не слышал о Спасении, но кто к нему тоже призван. В каждой группе есть те, кто откликнулся сердцем на приближение Христа и те, кто эмоционально закрыт от Него.

На первом плане Иоанн Креститель, друг и родственник Иисуса, указывает всем на Мессию. Фигуры учеников Иоанна во главе с ним самим развернуты навстречу ко Христу. Восходящее движение начинается со старика и юноши, выкарабкивающихся на берег, и достигает кульминации в жесте Предтечи. «Новозаветной» группе будущих апостолов противостоит толпа, спускающаяся с холма. Силовой центр этой толпы – представители ветхозаветной мысли, фарисеи и саддукеи, ждущие крещения от Иоанна. Именно к ним Креститель обращает слова: «Порождения ехидины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева». (Мф. 3:7). Но и среди них есть те, кто с интересом оглядывается на Пришельца. Ближе всего ко Христу и дальше всего от зрителя оказываются два воина – всадника, римские легионеры, язычники, которым еще предстоит узнать об Иисусе. Таким образом, восходящему движению левой части полотна противостоит нисходящее движение правой части, являющее собой разную степень понимания происходящего, и различные уровни причастности. Пространство картины пронизано действиями сил, влекущих ко Христу и уводящих от Него.

Александр Иванов определял свой метод работы над персонажами, как метод «сличений и сравнений» – герои сличают явное с тем, что они себе представляли, мечту с явью, ожидание с действительностью. Все, пришедшие на Иордан, явились сюда, потому что их гложет внутренний вопрос, и ответ – в принятии или непринятии Христа. Они слушают и зрят, но зрение погружено в работу мысли, возбужденной словом Крестителя, умное, глубокое зрение.

Пластика поз персонажей написана плавно, без импульсивного, стихийного порыва и имеет заторможенный характер, когда на пороге решения в человеке вдруг просыпается вопрос. Действие, которым наделён герой, выдает в нем принятое решение, сделанный выбор, будь то сомнение, фанатическую верность прошлому, жажда свободы или страх. Человек, как таковой, и есть главный герой произведения Александра Иванова.

Отдельное внимание стоит уделить природе на полотне. Пейзаж списан Александром Ивановым с итальянских красот. Он совершенно не соответствует палестинским реалиям. Но это нисколько не умаляет его заслуги. Мир человеческой психики так широко развернутый в этом произведении, умиротворяется и уравновешивается гармоничным и совершенным миром природы.

История создания.

Картина «Явление Христа народу» стала для Александра Иванова произведением всей его жизни. Он писал её в Италии на протяжении двадцати лет, с 1837 по 1857 год. Сам художник называл своё произведение «всемирным».

Надо сказать, что Рим именно в это время стал местом сосредоточения русской мысли, здесь, вдали от жесткости Николаевского режима, останавливалась на долгое время русская интеллигенция, завязывались знакомства, происходили судьбоносные встречи. Александр Иванов знакомится в Риме с О. А. Кипренским, А. И. Герценом, но самое важное – завязывает дружбу с Н. В. Гоголем, который в это время работает над «Мертвыми душами». Мысль о том, что искусство должно служить просвещению народа и стать своеобразной проповедью в красках ли, в слове ли – эта мысль обретает воплощение в творческом пафосе, как в творениях Иванова, так и в шедеврах Гоголя.

О создании картины «Явление Христа народу» знали многие с момента задумки. Александр Иванов писал письма родственникам и друзьям, делал множество этюдов и эскизов, наконец, отчитывался перед Обществом Поощрения Художников о продвижении своей работы. Сохранилось обширное количество источников, фиксирующих практически каждый этап работы.

Александр Иванов официально приступил к работе над картиной в 1837 году. Но фактически идея написать многофигурную композицию встречи Христа и Иоанна Крестителя появилась у художника в 1833 году. В качестве «переходной» картины Иванов решил попробовать написать сначала полотно на тему встречи Иисуса и жен-мироносиц, которое в итоге стало картиной «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения».

С 1837 года Александр Иванов объезжает итальянскую провинцию, с целью поучиться у великих мастеров Возрождения, копируя фрески и зарисовывая скульптуры. Он изучает мазок Микеланджело в Сикстинской капелле, едет в Ассизи и Орвиетто смотреть Джотто и Гирландайо. Иванов с большим интересом и любовью делает эскизы итальянских пейзажей, учится работать с воздухом и стремиться к достижению vivacita – именно той живости, которой так славится итальянское изобразительное искусство.

Для каждого персонажа Иванов выполняет целую серию подготовительных этюдов, в которых материал «подстраивался» под заданные условия композиции, а модель разыгрывала пластический этюд на тему. Во время подготовки образа Александр Иванов обозначал ведущую тему героя, будь то «фанатизм», «страх», «старость», «рабство». Для каждого участника картины он делал два варианта, словно диалог, которые в итоговом варианте причудливым образом совмещались. Сомневающийся застывал между усмешкой и скорбью, раб – между радостью и рыданием. Всего мастер написал шестьсот подготовительных этюдов.

Картина, начатая с некой долей романтической эйфории, к 1855 году стала разочаровывать художника. Александр Иванов писал в письме к неизвестному другу: «Мой труд, большая картина, более и более понижается в глазах моих (…). Основная мысль картины моей совсем почти теряется и у меня едва достает духу, чтобы усовершенствовать ее исполнение». В. В. Стасов в своей статье «25 лет русского искусства», опубликованной в «Вестнике Европы» в 1882 году отмечал: «Иванов первоначально хотел передать смысл всего Евангелия – появление Христа и реакцию на Него. Но картина не оправдала ожиданий. В попытке передать величие одного момента, ушла драма целого, потерялась трагедия Искупления».

В 1858 году Александр Иванов привез свой нашумевший шедевр в Петербург. Транспортировать картину помогла великая княгиня Елена Павловна. Надо отметить, что к этому моменту художник жил очень скромно и пребывал в нужде. Демонстрация картины состоялась в залах Академии Художеств и произвела сильный общественный резонанс.

Александр Иванов скончался 3 (15) июня 1858 года. Причиной его смерти стало как сильное нервное и физическое истощение, так и холерические припадки. Через три часа после известия о смерти художника, император Александр II купил его картину. В свою очередь, Павел Третьяков выкупил все шестьсот этюдов к картине «Явление Христа народу». Царь передал полотно Румянцевскому музею, откуда картину из-за её громадных размеров переправили в Москву в дом Пашкова, где для картины выстроили специальный павильон. В 1925 году картина стала храниться в Третьяковской галерее, в Лаврушинском переулке, где вновь для шедевра построили отдельное здание.

Отношение автора к вере.

Большинство произведений автора написаны на библейские сюжеты. Помимо полномасштабных картин, как «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» или «Явление Христа народу», художник трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» так определил Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно» (цитата из письма Гоголя Иванову в письме последнего Гоголю, апрель 1844 г. [Боткин, с. 165]). Среди работ Александра Иванова есть портрет Н.В. Гоголя. 1841 г.). По выражению И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова» (Тургенев, 1861 г., с. 76). Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. «Ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.

Биография.

Александр Иванов (1806-1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств, Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, Александр в одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.

За успехи в рисовании получил две серебряные медали и был награждён в 1824 году малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, с требованием, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. В это время Рим был местом средоточия русской интеллигенции.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857 гг.), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность

В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил свой организм, поэтому малейших холерических припадков в соединении с легкой простудой было достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 г. и, при большом стечении народа, похоронен был на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря (впоследствии перезахоронен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры).

Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.




Оставить комментарий