Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморный рельеф «Тайная Вечеря» знаменитый итальянский скульптор эпохи Возрождения, Туллио Ломбардо, создал в конце XV века. Произведение находится в венецианском Палаццо Санта-София (Ка де Оро, Золотой Дом).
Композиция рельефа представляет последнюю трапезу Христа с ближайшими учениками, на которой Он ввёл Таинство Евхаристии (Благодарения) – вкушения Тела и Крови Христовой, заповедал любовь и смирение и предсказал предательство Иуды. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26–29).
За длинным столом, по обе стороны от центральной, более крупной, чем остальные, фигуры Христа, сидят Апостолы. Иисус представлен анфас, его образ, единственный из всех, статичен – он возвышается над столом как гора, как нерушимая твердь. Ученики же, наоборот, изображены в живых, подвижных позах – они спорят, шепчутся, машут руками… Без фигуры Спасителя это была бы просто бытовая сценка. Христос уже преломил хлеб и раздал его ученикам – «сие есть Тело Мое». В Его руках – нечто, напоминающее древнерусскую «братину», возможно, это чаша с вином.
Рельеф значительно повредило время – он расколот в нескольких местах, крайний правый фрагмент отсутствует. На картине видны только десять фигур Апостолов, возможно, одиннадцатый находился именно на утраченном сегменте. Но среди них точно нет Иуды – после поданного ему куска хлеба и слов Учителя «что делаешь, делай скорее», тот выбежит из комнаты.
Скульптуры Туллио Ломбардо, знаменитого мастера итальянского Ренессанса, полны телесной красоты, свойственной гуманистическому Возрождению, и ювелирны в своём исполнении. Точная проработка всех скульптурных деталей наполняет произведения динамикой и придает им живую эмоциональность. Используя световые и пластические эффекты, Ломбардо оживляет камень, гениально передавая в своих работах Божий промысел и его земное воплощение.
История создания
Мраморный рельеф Ломбардо «Тайная Вечеря», созданный мастером в конце XV столетия, находится в Палаццо Санта-София (второе название – Ка де Оро, Золотой Дом), знаменитом венецианском готическом дворце, расположенном на Гранд канале. Здание было возведено во второй четверти XV века по проекту архитекторов Джованни Бона и его сына Бартоломео. За четыре века палаццо сменило множество владельцев и неоднократно перестраивалось.
В 1894 году дворец был приобретен бароном Джорджо Франкетти, который провёл реконструкцию здания по сохранившимся чертежам, вернув ему исторический облик, и собрал большую коллекцию произведений искусства, которую теперь называют галереей Франкетти. После смерти барона, здание вместе с собранием шедевров перешло в собственность государства.
Отношение автора к вере
Туллио, как и остальные члены семейства Ломбардо, был ревностным католиком. За свою долгую и весьма плодотворную жизнь он выполнил целый ряд произведений на Библейские сюжеты. Скульптурные композиции и образы, созданные мастером, эмоционально насыщены и художественно правдивы.
Самые известные работы Туллио Ломбардо в Венеции – рельефы в Скуола Гранде ди Сан Марко (1487–1489), гробница дожа Андреа Вендрамина в церкви Сан Дзаниполо (1495), композиция «Коронация Марии в кругу Апостолов» в Капелле Барнабо церкви Сан Джованни Кризостомо (1500), а также возведение базилики Сан Сальваторе (1507–1535, вместе с Джорджо Спавенто). Во всех своих произведениях на религиозную тематику Ломбардо сумел мастерски передать и простые человеческие эмоции, и Божественную одухотворённость.
Биография
Туллио Ломбардо, выдающийся итальянский скульптор и архитектор эпохи Ренессанса, родился около 1455 года в городе Чиона. Его отец, Пьетро Ломбардо, был основателем династии скульпторов и архитекторов, оказавших большое влияние на венецианское искусство Раннего Возрождения.
Туллио прошёл обучение в мастерской отца в Венеции, куда семья переехала в 1466 году. Руководство мастерской он принял в 1499 году, когда Пьетро полностью посвятил себя работе над Дворцом дожей. Родной брат Туллио, Антонио, тоже был скульптором. Члены семьи Ломбардо очень редко датировали и подписывали свои работы, поэтому при определении принадлежности произведения из семейной мастерской, иногда допускаются неточности.
Туллио Ломбардо был приверженцем античной пластики, он в совершенстве знал анатомическое строение человеческого тела, древнюю архитектуру и античную культуру. Это проявляется и в деталях надгробных монументов, созданных им в Венеции вместе с братом Антонио в 1470 – 1480-х годах и в статуе Адама (1490–1495), составляющей часть надгробного монумента дожа Андреа Вендрамина в церкви Серви в Венеции.
Умер мастер 17 ноября 1532 года.
Автор текста: Марина Румянцева.