Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Умерший на кресте Иисус, был снят с орудия Своей смерти, оплакан и погребен согласно иудейским обычаям того времени. "Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницей и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба" (Мф. 27:57-61). Сюжет" Снятие с креста" является одним из самых повторяемых в христианской живописи. Особое распространение он получил в XVI — XVII веках, как часть цикла Страстей Христовых.
На своей картине Аньоло Бронзино представил композицию с большим количеством участников, приблизив ее изображение к переднему плану. Для иллюстрации библейского текста художник использовал прием непрерывного повествования. В верхней части полотна показаны три креста с распятыми на них людьми. К среднему кресту приставлены лестницы и два человека снимают тело умершего Христа. Согласно евангельскому тексту это Иосиф Аримафейский и Никодим. Внизу за ноги придерживает Христа еще один персонаж, похожий на мужчину в зеленом у левого края картины. Согласно описанию произведения на официальном сайте музея, мужчина в зеленом это автопортрет художника в пожилом возрасте с бородой.
Тело Христа показано на переднем плане картины, лежащим на белой плащанице. Неестественная и неудобная поза Иисуса говорит о наступившей смерти, как и светло-серый оттенок кожи. Фигура Христа является как бы источником света для остальных участников картины, что перекликается с именованием Иисуса Светом Мира (Ин.8:12). Рядом с Господом изображена Дева Мария, Её обессиленную фигуру поддерживают жены-мироносицы. Богоматерь также бледна как Иисус, Ее полное скорби лицо напоминает застывшую маску. Поднятые вверх глаза Девы передают веру и надежду на Бога.
У ног Иисуса сидит Мария Магдалина. Согласно католической традиции, ее распущенные волосы напоминают, что она та жена-блудница, которая в покаянии омыла слезами ноги Учителя и отерла их своими волосами. Со спины Господа поддерживает самый молодой из двенадцати апостолов -Иоанн Заведеев. Юноша в левом нижнем углу картины держит орудия страстей Христовых - копье и губку. Напротив него в правом нижнем углу, зеркально расположенный персонаж указывает на лежащий на земле терновый венец, как символ окончания страданий.
История создания
Картина "Снятие с креста" написана Аньоло Бронзино в 1560-1561 году и относится к позднему периоду творчества мастера. Произведение создано для церкви монастыря в Портоферрайо (остров Эльба) по поручению Козимо I Медичи. Учитывая большой размер (349 x 254 см) и вес работы, транспортировка была довольно сложной и осуществлялась на корабле.
Картина подписана и датирована на ручке большой зеленой вазы в левом нижнем углу. Работа дошла до наших дней в плохом состоянии, из-за пожара, в котором пострадала большая часть церкви. Однако с реставрацией 2003 года удалось вернуть цвета созданные рукой художника.
Отношение автора к вере
Рожденный в католической семье, Анджело ди Козимо ди Мариано был крещен и воспитан в католической вере. Не осталось документальных свидетельств о личном отношении Бронзино к вере, но прикоснуться к этой таинственной части человеческой жизни можно исследуя труды живописца и оценивая его поступки.
Хотя знаменитым живописцем Бронзино сделали созданные им портреты знатных людей Флоренции, он никогда не оставлял религиозной живописи. В своих моделях он, прежде всего, искал внутренний идеал, возвышающий над суетными заботами и человеческими недостатками. Его персонажи сильные, волевые, уверенные в себе люди. По мнению Ломаццо таким и должен быть придворный портрет: "Благоразумный художник, изображая властителя, должен придать ему благородство и достоинство, если даже на самом деле он не таков".
На религиозных полотнах Бронзино персонажи предстают в совсем другом виде, это живые люди с искренними эмоциями. "Святое семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем" является одной из лучших картин художника. Одухотворенные лица библейских персонажей светятся неподдельной добротой и святостью, они понятны и близки. Еще один пример - роспись потолка капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции. Образ архистратига Михаила не только прекрасен, но и несет на себе отпечаток благородства и героизма. В противоположность ему облик дьявола представлен карикатурно злобным, показывая немощь зла перед силою добра и света. Одна из самых знаменитых работ художника - "Аллегория с Венерой и амуром", не смотря на свой явный эротический посыл, имеет глубокую моральную составляющую. Работа писалась для французского короля Франциска I, погрязшего в плотских утехах и больного сифилисом. Не смотря на важность персоны, произведение несет обличительный и предостерегающий характер.
В конце своей творческой деятельности Аньоло Бронзино практически оставил портретный жанр, посвятив себя религиозной живописи.
Не смотря на то, что похороны Бронзино были скромными, в эпитафии на его могиле есть такие слова: “Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…”.
Биография
Аньоло родился в 1503 году в небольшом городе Монтичелли недалеко от Флоренции в семье мясника. Полное имя художника Анджело ди Козимо ди Мариано. Первым наставником юного художника стал малоизвестный живописец Рафаэллино ди Гарбо. Профессиональное становление Аньоло происходило под началом другого учителя – Якопо Понтормо. Некоторые биографы рассматривают Понтормо как приемного отца юноши.
Поступив на обучение к мастеру в 1518-1519 годах, Бронзино достиг высокого уровня профессионализма. Несмотря на собственные успехи в живописи, он оставался работать в мастерской учителя до конца 1920-х годов. "Пигмалион и Галатея" – один из первых шедевров Аньоло написан под руководством Понтормо. В картине уже просматриваются холодность и рассудительность, присущие более поздним произведениям художника. Вместе с Понтормо Бронзино расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции. С 1525 по 1535 годы под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма.
В 1530 году Аньоло стал придворным художником герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере. Бронзино участвовал в оформлении фресками религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину "Состязание Аполлона и Марсия" и в 1532 году портрет герцога, с которого начался успех Аньоло Бронзино как портретиста. Картины мастера этого периода отличаются изображением человека в живой позе на фоне необычных строений.
В 1533 году Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи. В задачи придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 году. В Палаццо Веккьо Бронзино оформил часовню Элеоноры Толедской сценами "Сотворения мира" и ликами святых. В это же время художник пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известными из которых является "Аллегория любви", которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I.
В 1537 году художник был принят в гильдию Святого Луки. Портреты этого периода имеют уже более холодный и чопорный стиль, архитектурный фон пропадает. Прекрасными образцами, выполненными в то время автором, можно считать портреты Бартоломео Панчатики и его жены-красавицы Лукреции Панчатики. Аристократические осанки, вытянутые лица полностью соответствуют духу того времени. Изысканный маньеризм в работах Бронзино достигает наивысшего расцвета, что также отражается на работах с изображениями известной семьи. Художник создаёт не только портреты. Он также занимается росписью стен небольшой капеллы, украшая своды храма библейскими мотивами и изображениями святых. Стилю росписей также присущи холодность чувств и эффектность поз изображаемых объектов.
В 1540—1555 годах Бронзино рисовал эскизы для шпалерных мастерских во Флоренции, среди них - 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с Франческо Сальвиати. Большое впечатление на Аньоло произвели работы Микеланджело при посещении Рима в 1546-1547 годах. Бронзино пытался следовать манере прославленного мастера при создании фресок в религиозном стиле. Большая часть его творений на эту тематику выполнена для флорентийской церкви в Сан-Лоренцо. Бронзино принял видное участие в деятельности Академии искусств, одним из основателей которой он был в 1563 году. В последние годы жизни он был избран руководителем флорентийской Академии художеств – первым заведением подобного рода, открывшемся в Европе. Прославленный живописец умер в 1572 году, находясь во Флоренции.
Автор текста: Ольга Северинова.