Поклонение волхвов - Джентилески Артемизия

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Автор: Джентилески Артемизия
Местонахождение: Кафедральный собор в Поццуоли, Неаполь
Произведение: Поклонение волхвов
Жанр: Художественное
Год создания: 1637 г.
Эпоха/течение: Барокко, библейский персонаж, реалистическое направление

Описание произведения

    Сюжет картины Артемизии Джентилески «Поклонение волхвов» посвящен эпизоду Евангелия от Матфея: «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:9-11).

     Матфей сообщает о мудрецах, пришедших из страны, лежащей к востоку от Палестины. В памятниках раннехристианского искусства волхвы изображались в одинаковых костюмах, вероятно подразумевалось, что они прибыли из одной страны. Однако со временем стало преобладать представление, что они были выходцами из разных стран. Евангелие перечисляет дары, которые принесли волхвы: золото, ладан и смирна, но не говорит, сколько их было.  Поскольку даров было три, то стали считать, что и дарителей было трое.  К IX веку волхвов стали называть по именам: старшего Мельхиор или Каспар, среднего Бальтазар и младшего Каспар или Мельхиор, соответственно. В эпоху Средневековья волхвы стали символизировать Европу, Азию и Африку, три известные на тот момент части света. А с наступлением эпохи Возрождения младший из волхвов стал часто изображаться чернокожим. 

    Символика даров была разработана святым Бедой Достопочтенным (ок. 672-735), хотя упоминание о них встречается уже у раннехристианского теолога и философа Тертуллиана (ок. 160- ок. 220). Ладан – признание божественной сущности Христа (дар Богу), золото – знак уважения Царству Христову (дар Царю), смирна, употреблявшаяся при бальзамировании, – пророчество смерти Христа (дар Человеку). 

     В раннехристианском искусстве волхвы предстают во фригийских колпаках, коротких туниках, ярких цветных плащах, перекинутых через плечо, и узорных штанах. В искусстве западного Средневековья появляются волхвы в обличье царей с коронами на голове и в различных национальных костюмах.  С наступлением эпохи Возрождения в изображении волхвов возникает расовая тема. Таким образом, искусство сообщает нам о том, что все возрасты, все цари и все расы мира пришли поклонится Божественному Младенцу.

     Путь волхвов к месту рождения Божественного младенца указывала звезда, взошедшая на Востоке. Они первые заметили звезду и поняли, что она предсказывает рождение в Иудее законного царя, потомка рода Давида. Вифлеемская звезда, как правило, фигурирует во всех изображениях сюжета поклонения волхвов в искусстве. Традиционно она больше и ярче других звезд на небосклоне. 

     На картине Артемизии Джентилески мы видим Марию с Иисусом на руках. Она облачена в серебристо-голубое платье и темно синий плащ. За ее спиной сидит Иосиф, пристально вглядывающийся в лица пришедших поклониться Божественному младенцу, и готовый в любую минуту вступиться за свою семью. Перед Богородицей с младенцем на коленях стоит самый старший из волхвов, в синем бархатном кафтане и охристом плаще. Он подставил правую ладонь под ножки ребенка, а левой опирается на серебряную ладаницу. Второй волхв в нарядном камзоле с золотой короной на голове почтительно склонился перед младенцем и Его матерью, прижимая правую руку к груди. За ним виднеется лицо молодого человека в шляпе с сосудом синего цвета в руке. Вероятно, это член царской свиты. Если присмотреться, то рядом с ним можно разглядеть лицо третьего темнокожего волхва в белом тюрбане, он держит в руке еще один сосуд с дарами. Изображение в правом верхнем углу картины плохо сохранилось, так как она сильно пострадала из-за пожара, произошедшего в соборе Поццуоли в 1964 году. 

     На заднем плане композиции возвышаются живописные руины. В вечернем небе среди расступившихся облаков ярко светит Вифлеемская звезда, возвещая рождение новой эры человечества.

    Картина написана в темных коричнево-красных тонах с приглушенными акцентами синего и белого цветов. Она рождает в зрителе ощущение совершающегося чуда. 

История создания

   Картина была заказана Артемизии Джентилески вместе с полотнами, посвященными Святому Януарию и Святым Проклу и его матери святой Никее для кафедрального собора Поццуоли. Заказчиком выступил епископ Флегрейской епархии Мартин де Леон-и- Карденас, который после извержения Везувия в 1631 году, решил таким образом отблагодарить за защиту Святых покровителей, уберегших город от разрушения.  Серия была написана в 1635-1637, в неаполитанский период творчества художницы, когда Джентилески приходит к новому пониманию освещения и колорита.

     Во время пожара в соборе в 1964 году полотно было сильно повреждено, особенно его верхняя часть, и вернулось после реставрации и восстановления собора на свое первоначальное место лишь в мае 2014 года.

Отношение автора к вере

     Артемизия была крещена 10 июля в римской церкви Сан-Лоренцо-ин- Лучина, воспитывалась в католической вере. Большую часть ее творческого наследия составляют картины на библейские темы. Произошедшая с художницей в юности личная драма нашла свое отражение в образах святых христианских мучениц, к которым она неоднократно обращалась.  Рассматривая их драматические истории сквозь призму своего жизненного опыта и эмоционального восприятия, она открывала в своих персонажах новые психологические грани. 


Биография 

       Артемизия Джентилески родилась в Риме 8 июля 1593 года в семье художника Орацио Джентилески и Пруденцы Монтони. Всего в семье было четверо детей. Мать девочки умерла, когда ей исполнилось двенадцать лет. 

      Первые уроки рисования Артемизии и ее братьям дал отец, который происходил из семьи флорентийских художников. Артемизия обучалась живописи, наблюдая за работой отца, практиковавший «натуралистический» подход, которого также придерживался Караваджо и его последователи, пользуясь услугами натурщиков во время работы над картиной.  В 1609 году девушка начала работать в мастерской отца в качестве помощника.  

     В 1610 году Артемизия представила на суд зрителей свою первую картину «Сусанна и старцы», которая отличается блестящим рисунком и оригинальной композицией.

     С самого начала творческий путь художницы складывался весьма удачно, однако вскоре произошла катастрофа. Новый учитель девушки был обвинен в изнасиловании Артемизии и после длительного и тяжелого для молодой девушки судебного разбирательства, 12 ноября 1612 года приговорен к изгнанию из Рима. Несмотря на то, что Тасси был признан виновным, чести Артемизии и ее семьи был нанесен огромный урон.  После суда отец сумел быстро выдать дочь замуж за художника из его же мастерской, что отчасти помогло реабилитировать Артемизию в глазах общества. 

     29 ноября 1612 года Артемизия обвенчалась с 28-летним флорентийцем Пьерантонио Стиаттези и вскоре покинула Рим, уехав с мужем во Флоренцию.  Накануне отъезда из Рима молодая художница представила на суд зрителей свою знаменитую версию композиции «Юдифь и Олоферн» (1612-1613, Каподимонте, Неаполь). Считается, что прообразом этой работы послужила композиция Караваджо (1599, Национальная галерея старинного искусства в Палаццо Барберини, Рим). Поскольку заказчик работы неизвестен, вполне вероятно, что тема произведения была выбрана самой художницей, а жестокая натуралистическая трактовка сюжета стала отражением личной драмы, пережитой молодой женщиной. 

     Во Флоренции творческая жизнь Артемизии протекала весьма успешно, у нее появилось много заказчиков и покровителей, одним из которых был Великий герцог тосканский Козимо II Медичи (1590-1621). 

     За почти десять лет пребывания во Флоренции у Артемизии родилось четверо детей: двое сыновей и две дочери. Всего у Артемизии было пятеро детей, из которых до взрослого возраста дожила лишь самая младшая дочь Пруденция. 

    В 1616 году художница становится первой женщиной, членом Флорентийской Академии изящных искусств, основанной в 1561 году. Это событие означало для художницы признание и статус, гарантировавшие получение важных заказов.

     Во время пребывания во Флоренции в творчестве Артемизии появляется тема автопортрета, к которой она обращается на протяжении всего последующего творчества. К такого рода работам относятся «Автопортрет в образе христианской мученицы» (1615), «Святая Екатерина Александрийская» (1618-1619), «Лютнистка» (1617-1618). Артемизия получает много заказов от частных лиц на изображение христианских святых, особенно раннехристианских мучениц, которые стали популярны в период Контрреформации и начале XVII века. 

     Среди наиболее значимых работ художницы этого периода следует отметить картину «Кающаяся Мария Магдалина» (1616-1617).  Артемизией с потрясающей реалистичностью предано ощущение телесности женской фигуры: Мария Магдалина в роскошном золотом платье с глубоким декольте изображена в момент горького раскаяния, рукой она отодвигает от себя зеркало – символ тщеславия и суетности. 

     В феврале 1621 года из-за осложнений в отношениях с герцогской семьей Медичи, Артемизия, будучи зрелым признанным мастером, продает мастерскую и дом во Флоренции и вместе с семьей переезжает в Рим, куда в начале XVII века съезжаются художники со всей Европы. Здесь у Артемизия знакомится со знаменитым, антикваром и коллекционером Кассиано даль Поццо, который становится ее заказчиком.  

     

     В 1630 году она уезжает в Неаполь, где с небольшими перерывами на поездки в Рим и Лондон, проводит последние годы своей жизни. Здесь ей покровительствует испанский вице-король Фернандо Энрикес Афан де Рибера герцог Алкала, с которым она познакомилась еще в Риме; затем сменивший его на посту вице-короля шестой граф Монтеррейский, большой любитель и собиратель произведений искусства.  С 1649 года одним из ее важных заказчиков и почитателей становится сицилийский политик дон Антонио Руффо (1610-1678) из Мессины. 

     Вместе со Стационе Артемизия участвует в выполнении серии работ из шести картин, посвященных Иоанну Крестителю, для королевской резиденции Филиппа IV Буэн Ретиро  в Мадриде по заказу графа Монтерейского. 

    Во второй половине 1630-х гг. Артемизия вместе с другими мастерами получает заказ на выполнение серии композиций для оформления хоров собора Сан - Проколо - Мартире в Поццуоли. В 1636-1637 гг. она пишет «Мученичество святого Януария», «Святые мученики Прокл Поццуольский и его мать Никея», «Поклонение волхвов». Все три полотна в настоящее время находятся в кафедральном соборе Поццуоли.

В 1639 году предпринимает поездку в Англию. Орацио Джентилески, в то время придворный художник, занят росписями сводов зала во дворце королевы Генриетты-Марии “Триумф мира и искусств”. После долгих лет, отец и дочь, оба известные состоявшиеся художники, наконец, воссоединяются для исполнения общего заказа, но неожиданная смерть Орацио 7 февраля 1639 года прервала эту работу. 

       Проведя в Лондоне более года, Артемизия постоянно работает, выполняя по заказные портреты членов королевской семьи и английской аристократии, знакомится с Антонисом ван Дейком. Вероятно, во время пребывания в Лондоне, Артемизия пишет свой знаменитый автопортрет «Аллегория живописи». 

В 1641 году художница возвращается на континент, затем в Неаполь, чтобы провести здесь последние годы своей жизни, работая в основном над частными заказами. К позднему периоду творчества художницы относят ее работы «Венера, обнимающая купидона» (1640-1650), «Сусанна и старцы» (1649), «Мадонна с четками» (1650-1651). 

Точная дата смерти Артемизии неизвестна, вероятно, это случилось около 1656 года во время разразившейся в Неаполе эпидемии чумы. Художница была похоронена при церкви Сан-Джованни Флорентийцев в Неаполе, с короткой латинской эпитафией на камне “Heic Artemisia” – “Тут Артемизия”.


Автор текста: Липатова Елена Владимировна.



Оставить комментарий