Отречение святого Петра - Де Булонь Валантен

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Отречение святого Петра
Отречение святого Петра
Автор: Де Булонь Валантен
Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Произведение: Отречение святого Петра
Жанр: Художественное
Год создания: 1620 г.
Эпоха/течение: Барокко, религиозная живопись

Описание произведения


«Отречение святого Петра» – картина, написанная французским живописцем Валантеном де Булонь на известный евангельский сюжет. Христос предрёк, что Петр отречётся от Него трижды, чему сам апостол верить отказался. Однако когда Иисус был схвачен, нашлись люди, которые указали на Петра как на одного из ближайших последователей Мессии. Художник запечатлел как раз тот момент, когда апостол утверждал, что не знает «Сего Человека».

Действие происходит в тёмном полуподвальном помещении. За столом собрались солдаты, играющие в кости, рядом с ними находятся служанка и молодой человек в одежде, современной для художника и его эпохи. Крайний слева пожилой мужчина – это святой Пётр. Служанка, указывая на него, произносит слова: «И ты был с Иисусом Галилеянином» (Мф.26:69). Пётр в растерянности поднял руки вверх, защищая и оправдывая себя. Валантен де Булонь создал очень реалистичную сцену, по своему обыкновению, затемнив картину и оставив лишь тусклый свет, падающий на персонажей откуда-то извне.


История создания


Новозаветный эпизод об отречении апостола Петра описывается всеми четырьмя евангелистами. Валантен де Булонь, известный своими религиозными работами, создал прекрасное произведение, иллюстрирующее эту историю. Картина датируется примерно 1620 годом и является характерным образцом живописи французского мастера с использованием приема тенебризма и отлично воссозданной драмой. Изображение, выполненное маслом на холсте, передаёт напряженность и тонкий психологизм сцены.

Известно, что до 1769 года «Отречение святого Петра» находилось в собрании Г. Брюля в Дрездене. Позднее оно хранилось в Государственном Эрмитаже в России, откуда было передано в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1930 году. 


Отношение автора к вере


Свой творческий путь в живописи молодой художник начинал преимущественно с религиозных сюжетов. Как свидетельствует Дж. Бали, написавший его биографию, Валантен де Булонь проживал в Риме в основном один, однако периодически он делил квартиру с кем-то из друзей или коллег, кто нуждался в крыше над головой. Бали отмечает, что живописец был очень религиозен, а также глубоко почитал своих родителей. По словам современников мастера, среди его главных личностных качеств выделялась чувствительная и ранимая душа, благородство и стремление прийти на помощь ближнему, что является исполнением Божьих заповедей. Даже отойдя позднее от библейских сцен, де Булонь продолжал размышлять в работах о смысле человеческого бытия, разумного отношения к жизни и о нравственном облике своих персонажей.


Биография


Валантен де Булонь, французский художник эпохи барокко и представитель караваджизма, родился 3 января 1591 года во Франции. В Италию он прибыл совсем юным, но уже хорошо владея кистью.

Валантен чувствовал сильное влечение к творчеству Караваджо и подобно ему признавал только живопись с натуры. Друг Валантена Никола Пуссен не оказал большого влияния на него, но тем не менее рекомендовал его тогдашнему покровителю искусств в Риме, кардиналу Барберини. Валантен быстро стал одним из лидеров не только французской колонии живописцев в Риме, но и всех французских караваджистов.

Некоторое время Валантен писал картины на религиозные темы в своём реалистическом духе, лишённом идеализации, оставаясь верным принципам Караваджо и своей натуре. Валантен принадлежит к числу представителей натуралистической школы, которая в то время, однако, еще не умела вполне четко преследовать свои цели. Во всяком случае, французы причисляют его к сонму своих известных художников того периода и ценят его произведения.

Валантен задолго до психологического реализма XIX века был способен с помощью визуальных средств передать драматизм внутреннего состояния своих героев.

19 августа 1632 года живописец скончался в Риме, где в то время жил и работал.


Автор текста: Абрамова Татьяна.



Оставить комментарий