Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Святой апостол Петр входил в число приближенных к Иисусу Христу учеников. Вместе с Иаковом и Иоанном он сопровождал Спасителя при воскрешении дочери Иаира, при Преображении на горе Фавор и при последнем молении в Гефсиманском саду. Петр первым исповедал Иисуса Мессией, Сыном Божьим и был похвален Господом: "ты - Петр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18).
* Камень
Вместе с тем все четыре евангелиста рассказывают о отречении апостола Петра, которое было предсказано Господом во время Тайной Вечери. После взятия Христа под стражу, Петр вместе с Иоанном Заведеевым последовали за своим Учителем. Иоанн, знакомый с первосвященником, вошел во двор его дома и провел с собой Петра. "Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько" (Мф.26:69-75). Глубокое раскаяние Петра принял воскресший Господь и восстановил его в апостольском достоинстве, трижды, по числу отречений.
На картине Иоахима Эйтевала показаны люди, греющиеся около костра. Двор погружен в ночную тьму и не видно никаких деталей. Яркое пламя костра является единственным источником света на картине, который контрастной светотенью вырисовывает лица и фигуры собравшихся людей. В основном это вооруженные воины, которые рады свободной минуте. Они греются у огня и развлекаются разговором. Возможно, они обсуждают подробности ареста знаменитого Проповедника и гадают о Его участи. Поэтому они рады увидеть постоянного спутника Христа, чтобы услышать нечто увлекательное. Все лица собравшихся с выражением радостного ожидания повернуты к Петру.
Апостола художник представил пожилым мужчиной с седыми волосами и короткой бородой. Он просто одет, как и подобает бедному рыбаку. Петр улыбается в ответ солдату и, отведя глаза, смотрит в сторону. Жесты рук апостола говорят о его непричастности к обвинению. За спиной святого стоит молодая служанка, указывающая на него рукой.
Написанная Эйтевалом картина притягивает внимание простотой сюжета и эмоциональной достоверностью. Лица его персонажей не идеализированы и выглядят очень голландскими.
История создания
Точная дата создания Иоахимом Эйтевалом картины "Отречение Петра" неизвестна. Однако, присутствие на полотне спокойных цветов и натуралистичность изображения позволяют отнести произведение к позднему периоду творчества мастера, после 1615 года. Это подтверждает и присутствие в работе влияние стиля Караваджо.
Отношение автора к вере
Иоахим Эйтевал принадлежал к нидерландской реформатской церкви, одной из кальвинистских деноминаций (в 2004 году прекратила своё существование, влившись в Протестантскую церковь Нидерландов. На момент объединения включала в себя 2 млн. верующих).
Во время своей учебной поездки, Иоахим жил во Франции в доме католического епископа Сен-Мало Шарля де Бурнёфа де Кусе. Дружба с епископом делает возможным предположение, что некоторые работы Эйтевал мог писать для тайных католических церквей Утрехта. Однако, этому нет никаких документальных свидетельств. Большинство религиозных работ художника предназначались для домов богатых голландцев, как и другие его работы.
Одна из лучших работ живописца "Воскрешение Лазаря" (повторенная им неоднократно) дана в протестантской интерпретации и демонстрирует основные принципы протестантского богословия: "только благодатью" и "только верой".
В биографии художника сказано, что как член голландской реформатской церкви он участвовал в борьбе с демонстрантами и был одним из создателей в Утрехте Гильдии святого Луки в 1611 году.
Биография
Иоахим Эйтевал родился в 1566 году в Утрехте в семье стеклодува. Свою художественную карьеру Иоахим начал в возрасте пятнадцати лет под руководством отца Антониса Эйтевала. Затем он перешел в мастерскую художника Йоса де Бэра. В 1586-1592 годах Иоахим совершил путешествие во Францию и в Италию (Падую), где изучал работы великих мастеров эпохи Возрождения.
Вернувшись в родной Утрехт, художник не покидал его до самой смерти. Он открыл свою мастерскую и вступил в Гильдию садоводов (в Утрехте до 1611 года в нее входили живописцы). В своей мастерской Иоахим создавал картины, рисунки, гравюры и витражи. Позднее Эйтевал стал одним из основателей новой Утрехтской гильдии святого Луки. Его супругой стала Кристина ван Хален. В 1596 году на свет появился сын Питер, ставший как и отец художником. Другой сын, Ян (1598–1652), возможно, также был живописцем, поскольку, он зарегистрировался в гильдии св. Луки в 1639 году, через год после смерти своего отца. В семье были еще дети, некоторые умерли в младенчестве. Кроме живописи, Эйтевал занимался торговлей льном и был преуспевающим бизнесменом. Торговля занимал большую часть его времени. Иоахим фон Зандрарт , посетивший Утрехт в 1626 году, сетовал, что Питер и его отец пренебрегли живописью ради льняного бизнеса. Как успешный и уважаемый человек, Эйтевал стал членом городского совета в 1610 году.
Эйтевал принадлежал к поколению маньеристов, его стиль в протяжении жизни оставался в основном неизменным. Работы Эйтевала отличаются от произведений его харлемских единомышленников прежде всего более ярким и пестрым колоритом. Для его картин с изящными фигурами в преднамеренно искаженных позах характерны зеленовато-серебристые и голубовато-синие цвета. Можно отметить, что его цвета сместились с ярких в ранних работах на более спокойные оттенки (примерно после 1615 года). В более поздних работах можно обнаружить некоторое влияние стиля Караваджо. Отдельные искусствоведы находят в картинах Эйтевала существенное влияние Хендрика Гольциуса и подражание стилю Микеланджело. Самая большая картина "Воскрешение Лазаря" (158 x 208 см) показывает отступление художником от типичных для маньеризма пропорций, поз и ярких цветов в пользу натуралистического стиля. Голландское искусство того времени признавало два изобразительных стиля: реалистичный и идеальный. Характерной чертой работ Эйтевала было объединение обоих в одной картине.
Около трети картин Эйтевала составляют мифологические сюжеты, что является необычайно большой долей даже в рамках северного маньеризма. Его трактовки не лишены реалистических элементов: тщательно прорисованные предметы роскоши принадлежат его времени, а лица персонажей часто не идеализированы и выглядят очень голландскими. Эротизм мифологических произведений был смелым для того времени, и некоторые из небольших картин, вероятно, не выставлялись публично. Отдельные мифологические картины написаны мастером в шутливой манере. Расцвет утрехтской живописи XVI века напрямую связывают с именем Иоахима Эйтевала, стиль которого отмечен итальянским влиянием, одновременно романтико-героическим и реалистическим.
Лучшие портреты Иоахима Эйтевала, включая и его знаменитый “Автопортрет”, находятся в городском музее Утрехта. Наиболее известные из его картин: "Христос благословляет детей", "Лот и его дочери" (Эрмитаж), "Поклонение пастырей" и "Диана и Актеон" (Венский музей), “Парнас“ (Дрезденская галерея), "Брак Пелея и Фетиды" (Мюнхенская пинакотека), "Пир богов“ (Брауншвейгская галерея), "Суд Париса" (Стокгольмский музей), "Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне“ (Копенгагенский музей), "Марс, Венера и Вулкан" (Гаагская галерея) и "Встреча Давида с Авигеей" (Амстердамский музей). Его самая известная и почти самая большая работа - это "Персей и Андромеда" в натуральную величину находится в Лувре.
Известность художника дала повод к заказу картины Императором Рудольфом II, созданный для него "Золотой век" ныне принадлежит музею Метрополитен (Нью-Йорк). Художник почти не работал в мастерской в последнее десятилетие своей жизни, что биографы связывают с болезнью и смертью его жены. Написание картин небольшого размера с высокой степенью детализации, было экономически невыгодно, но художник создавал их по личным мотивам. Известно, что в 1669 году его внучка все еще владела 30 картинами живописца.
Иоахим Эйтевал скончался в Утрехте 1 августа 1638 года.
Автор текста: Северинова Ольга.