«Отче наш» - Орландо ди Лассо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Отче наш»
«Отче наш»
Автор: Орландо ди Лассо
Произведение: «Pater noster»
Жанр: Духовная музыка
Год создания: XVI в.
Стиль:Духовное сочинение

Описание произведения

    «Pater noster» (Отче наш) –духовное произведение Орландо ди Лассо для мужского хора а-капелла. Это сочинение входит в цикл «Moduli quinis vocibus», написанный композитором в 1571 году. Произведения основаны на библейских текстах, прославляют Бога, а также являются просительными. «Pater noster» - молитва Господня, которой научил своих учеников Сам Иисус Христос. 

    Цикл был написан для исполнения в стенах церкви, но впоследствии приобрел более широкое распространение – лучшие музыкальные коллективы стали включать его в программы фестивалей и концертов. Особенно трогательно звучит это произведение в исполнении капеллы мальчиков.

 

История создания

     «Pater noster» является примером музыкального стиля эпохи Возрождения, при этом, сочинение обладает чертами индивидуального стиля самого композитора. Орландо ди Лассо, наряду с Палестриной, был крупнейшим композитором своего времени. Его вклад в мировую музыкальную культуру до сих пор не оценен в полном объеме из-за многочисленности творений. По большей части это были духовные произведения, которые исполнялись на богослужениях и официальных светских мероприятиях.

     

Отношение автора к вере

     Орландо ди Лассо родился в традиционной христианской семье католиков. С раннего возраста пел в соборе святителя Николая Чудотворца в бельгийском городе Монсе. Благодаря прекрасному голосу получил должность придворного музыканта кондотьера Ферранте Гонзаги. В возрасте 19 лет получил пост капельмейстера римского кафедрального собора Иоанна Крестителя на Латеранском холме. В это время уже признанный молодой композитор написал множество духовных и богослужебных сочинений. 

 

Биография

    Орландо ди Лассо родился в городе Монсе, графстве Эно, Нидерланды, Габсбург (современная Бельгия) в 1532 году. Информация о его ранних годах скудна, хотя сохранилось несколько неподтвержденных историй, самая известная из которых заключается в том, что его трижды похищали из-за исключительной красоты его певческого голоса. В возрасте двенадцати лет он покинул Нидерланды вместе с Ферранте Гонзагой и отправился в Мантую, на Сицилию, а затем в Милан (с 1547 по 1549 год). Находясь в Милане, он познакомился с мадригалистом Спирито л'Хосте да Реджио, оказавшим формирующее влияние на его ранний музыкальный стиль.

Затем он работал певцом и композитором для Костантино Кастриото в Неаполе в начале 1550-х годов, и предполагается, что его первые работы относятся к этому времени. Затем он переехал в Рим, где работал на Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы и в 1551 году он стал «маэстро ди капелла» базилики Святого Иоанна Латеранского, это был чрезвычайно престижный пост для человека в столь юном возрасте. Из-за болезни матери в 1554 году композитор оставляет эту важную должность и возвращается в Монсе. 

   Ранние работы Орландо ди Лассо были опубликованы в Антверпене (1555-1556). В 1556 году он присоединился ко двору Альбрехта V, герцога Баварии, который усердно пытался создать музыкальное общество равное главным дворам Италии. Лассо был одним из нескольких нидерландцев, работавших там, и, безусловно, самым известным. Он, очевидно, был счастлив в Мюнхене и решил там поселиться. В 1558 году он женился на Регине Векингер, дочери фрейлины герцогини. У них было двое сыновей, оба стали композиторами, а его дочь вышла замуж за художника Ганса фон Ахена. К 1563 году Лассо был назначен главным капельмейстером, сменив на этом посту Людвига Дазера. Композитор оставался на службе у Альбрехта V и его наследника Вильгельма V до конца своей жизни.

 

    К 1560-м годам Орландо ди Лассо стал довольно известным, и композиторы начали ездить в Мюнхен, чтобы учиться у него. Андреа Габриэли отправился туда в 1562 году и, возможно, оставался в течение года. Джованни Габриэли также, возможно, учился у него в 1570-х годах. Его слава распространилась за пределы музыкальных кругов, поскольку в 1570 году император Максимилиан II пожаловал ему дворянство, что было редким обстоятельством для композитора. Папа Григорий XIII посвятил его в рыцари и в 1571 году, король Франции Карл IX, пригласил его в гости. Некоторые из королей и аристократов пытались переманить Орландо ди Лассо его из Мюнхена более привлекательными предложениями, но композитор, очевидно, был больше заинтересован в стабильности своего положения и великолепных возможностях при дворе Альбрехта, чем в финансовой выгоде. «Я не хочу покидать свой дом, свой сад и другие приятные вещи в Мюнхене», - написал он герцогу Саксонскому курфюрсту в 1580 году, получив предложение о работе в Дрездене.

 

     В конце 1570-х и 1580-х годов Лассо совершил несколько поездок в Италию, где познакомился с самыми современными стилями и тенденциями. Однако его собственный стиль оставался консервативным и с возрастом становился все проще и изысканнее. В 1590-х годах его здоровье начало ухудшаться, и он обратился к врачу по имени Томас Мерманн для лечения так называемой «ипохондрической меланхолии», но он все еще мог сочинять, а также время от времени путешествовать. Его заключительная работа часто считалась одним из его лучших произведений: изысканный сборник из двадцати одного мадригала, известного как «Lagrime di San Pietro» (Слезы Святого Петра), который он посвятил папе Клименту VIII, и который был опубликована посмертно в 1595 году. Орландо ди Лассо умер в Мюнхене 14 июня 1594 года, в тот же день, когда его работодатель решил уволить его по экономическим причинам. Он так и не увидел письма. Он был похоронен в Мюнхене на Альтер Францисканер Фридхоф, кладбище, которое было очищено от надгробий в 1789 году и в настоящее время является местом Макс-Йозеф-Плац.

       Орландо ди Лассо принадлежат около 1350 композиций, из которых около 1200 были опубликованы при жизни и вскоре после его смерти. Среди них более 60 месс, более ста магнификатов, множество мотетов, Страсти и другие духовные произведения. 

 

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

 

 

Текст

Pater noster, qui es in caelis,

sanctificetur nomen tuum.

Adveniat regnum tuum.

Fiat voluntas tua, sicut in caelo et in terra.

Panem nostrum quotidianum da nobis hodie,

et dimitte nobis debita nostra sicut et nos dimittimus debitoribus nostris.

Et ne nos inducas in tentationem, sed libera nos a malo.

Quoniam Tuum est regnum et virtus et gloria in saecula.

Amen.

 

Отче наш, Который на небесах!

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный дай нам на сей день;

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

 

Оставить комментарий