«ОТЪЕЗД САМАРЯНИНА» - Чюмина Ольга Николаевна

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«ОТЪЕЗД САМАРЯНИНА»
«ОТЪЕЗД САМАРЯНИНА»
Автор: Чюмина Ольга Николаевна
Жанр: Библейская поэзия

Ольга Николаевна Чюмина (1865 – 1909) родилась в семье потомственных военных в Новгороде. Детство будущей поэтессы прошло в живописной Финляндии, где был расквартирован полк отца. Знаменательна одна деталь из ранних лет литератора. Наряду с поэзией, Ольга Николаевна увлекалась музыкой, да так сильно, что хотела поступать в консерваторию. К сочинительству же своему не относилась серьезно. Но волею судеб в 1882 году одно из её стихотворений без ведома на то автора попало в газету. По всей вероятности, оно принесло поэтессе успех в читательском кругу, потому что после этого опыта она начинает активно печататься в журналах «Вестник Европы», «Русская мысль», «Северный вестник», «Русское богатство» и др.


Первая книга стихов Чюминой прошла незамеченной, но вторая была переиздана и награждена Пушкинской премией Академии наук. При жизни Ольга Николаевна была известна как даровитый переводчик и авторитетный театральный критик, заслуживший симпатии А. П. Чехова и К. С. Станиславского. Однако считается, что популярность ей принесли фельетоны, которые в период с 1905 по 1907 годы она публиковала в сатирических журналах под псевдонимом «Оптимист». Подобный псевдоним поэтессы во многом был и отражением ее христианского восприятия жизни. В своих духовных стихах «вопреки фарисейской лжи и невежественной злобе она призывает не падать духом, уповая на Бога и Его обеты». Пожалуй, трудно назвать имя другого поэта ХIХ века, у которого было бы столько религиозных стихотворений. Мучительная болезнь оборвала жизнь поэтессы в 1909 году. Но Ольге Николаевне удалось посеять то самое зерно «добра и правды», о котором она писала:


Когда посеяно зерно,

Добра, и правды, и свободы –

Придёт пора, и даст оно

Благие всходы.

...Пусть говорят: пророков нет

И к пониманью сердце глухо, –

Над миром злобы и сует

Есть царство духа.

Есть царство света и добра;

Над ложью, призрачной и бледной,

Оно блеснёт – придёт пора –

Зарёй победной!


Тему добра и милости Чюмина поднимает и в другом своем стихотворении «Отъездъ самарянина». Как натура тонко чувствующая, прозорливо проникающая в глубины и тайники сердец человеческих, она гениально описывает состояние своих лирических героев: израненного путника и самарянина, в этом поэтессе помогает пейзаж и речевая характеристика персонажа. Так, по мысли автора стихотворения, одинокого страдальца окружал «сумрак вечной ночи». В евангельском повествовании  (Лк. 10:25-37) не сказано, просил ли израненный помощи у проходящих или был безгласен, но в поэтической вариации Чюминой он умоляет, молит проходящих ему помочь:


Прошли спеша священник и левит,

 И сердца им не тронул жалкий вид

 Молившего…


Характерна идейность, дидактизм стихотворения, которые проступают в лаконичных строках. Если священник и левит слышат мольбы, но остаются безучастны, самарянин, вняв «слабому стону», тотчас спешит помочь: 


И шел самарянин

Дорогой той, и, слыша слабый стон,

 Немедленно остановился он.


В тексте Евангелия, чуждого прикрас, о чувствах самарянина сказано лишь: «и, увидев его, сжалился» (Лк.10:33). Однако чуткий читатель может понять, что это была за жалость: она проникла до глубин сердца иноплеменника, ввиду чего он и совершил все последующие поступки: взвалил израненного на свой скот, отвёз в гостиницу, дал плату гостиннику за покой незнакомого ему человека. Чюмина словно приоткрывает завесу внутреннего мира людей, описанных Спасителем. Так, ее самарянин совершает все выше названные поступки «душою всей о страждущем жалея».  


Особое внимание следует уделить мотиву ближнего в произведении. Поэтесса неоднократно подчеркивает, что для самарянина, несмотря на его презренную религию и национальность, израненный не был чужим: 


Он в раны влил целебного елея,

 Холодный пот отер ему с чела,

 Как близкому, как дорогому БРАТУ, –

И, посадив на своего осла


И далее: 


Отвез его в гостиницу, и плату

 Хозяину он отдал за него,

 Сказав ему: «Когда издержишь вдвое –

 Верну тебе; в довольстве и покое

 Блюди его, как ДРУГА моего». 


Заканчивается стихотворение призывом Спасителя, с который он обратился к фарисею (Лк.10:37): 


И, притчу рассказав, спросил Учитель: «Кто же

 Был ближний страннику сему?»

 Законник отвечал: «Тот, кто помог ему!»

 «Итак, – сказал Равви, – иди и делай то же»

 

И, думается, для концовки нельзя было бы выбрать более подходящих слов, потому как посредством такой концовки призыв Христов венчает собственное воззвание поэтессы, с которым она обратилась к нам со страниц этого своего стихотворения и многих других духовных стихов. Этот призыв есть «Твори добро и уповай на Бога!».


Автор: Юлия Ростовцева.


FB2

EPUB

PDF

  • «Отъезд самарянина»


    Он был один, и сумрак вечной ночи

    Глядел ему в страдальческие очи,

    И он привстать не в силах был с земли,

    А путники спокойно мимо шли

    Дорогою, где он лежал, изранен.

    Прошли спеша священник и левит,

    И сердца им не тронул жалкий вид

    Молившего… И шел самарянин

    Дорогой той, и, слыша слабый стон,

    Немедленно остановился он.

    Душою всей о страждущем жалея,

    Он в раны влил целебного елея,

    Холодный пот отер ему с чела,

    Как близкому, как дорогому брату, –

    И, посадив на своего осла,

    Отвез его в гостиницу, и плату

    Хозяину он отдал за него,

    Сказав ему: «Когда издержишь вдвое –

    Верну тебе; в довольстве и покое

    Блюди его, как друга моего».


    И, притчу рассказав, спросил Учитель: «Кто же

    Был ближний страннику сему?»

    Законник отвечал: «Тот, кто помог ему!»

    «Итак, – сказал Равви, – иди и делай то же»

Оставить комментарий