«Благовещение» - Липпи, фра Филиппо (ди Томмазо)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Благовещение»
«Благовещение»
Автор: Липпи, фра Филиппо (ди Томмазо)
Местонахождение: Палаццо Дориа, Рим
Произведение: Благовещение
Жанр: Художественное
Год создания: XV век
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение, Кватроченто

Описание произведения.


       В этой работе флорентийского мастера чувствуется византийское влияние. Сюжет картины представляет важный эпизод христианской истории, который подробно описан апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира. На полотне изображен момент, когда спустившийся с небес ангел сообщает Марии благую весть: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк.1:28-31). 

На полотне Липпи эта сцена полна тихой радости. Кажется, что внезапное появление небесного посланника не пугает Марию, но вызывает гамму смешанных чувств - от благоговения до глубокого смирения. Архангел Гавриил готовится встать на колено и преподнести будущей Богородице   ветку белоснежной лилии – символа невинности и чистоты. Его правая рука с тонкими пальцами прижата к груди.  Мария же в смущении в ответ  наклоняет голову, одной рукой она готовится принять великий дар, другой скромно прячет молитвенник в складках накидки. Из открытого окна к Марии устремляется голубь, от которого исходит золотое сияние.  Это символ Святого Духа, сошедшего на Марию. 

Композиция, выполненная в основном, в красных и нежно-розовых тонах, пластична и иконографична одновременно. Все пространство помещения наполнено предметами, имеющими растительный орнамент, символизирующий зарождение жизни и красоту мира. В каждой детали картины чувствуется атмосфера предстоящей радости появления на свет долгожданного Спасителя.

История создания.


     Филиппо Липпи в середине XV века создал, как минимум 4 произведения, под названием «Благовещение». Все они были алтарными украшениями храмов. Картины чрезвычайно поэтичны, тонко орнаментированы и на всех традиционно изображены Дева Мария, архангел Гавриил и Святой дух в виде голубя. Данная работа, созданная на тополиной доске, была заказана флорентийским банкиром специально для строящейся церкви бенедиктинского монастыря во Флоренции. Но от всех остальных аналогичных произведений художника ее отличает искренность и нежность, которые излучают Дева Мария и архангел Гавриил. Как и в других композициях мастера,  здесь можно заметить удлиненные фигуры персонажей и обилие архитектурных деталей – наследие готического искусства. В этой картине удивительным образом отразилось византийское влияние, заметное и понятное по расположению и пластике главных образов, а также по исполнению их объемных одежд. В середине XV века между итальянскими городами и Византией было интенсивное и тесное общение, основанное не только на морской торговле. Возможно, что храм, украшением которого занимался художник, был предназначен для византийских эмигрантов и мастер учитывал уже тогда их сложившиеся иконописные традиции.    


Отношение автора к вере. 


      Согласно записям художника, архитектора и основателя искусствознания, Джорджо Вазари, Филиппо Липпи с 3-4 лет воспитывался в монастыре и уже в 15 принял монашеский обет. Братом Филиппо он назывался даже после того, как папа римский Каликст III личным указом разрешил ему снять сутану и жениться на молодой возлюбленной. Филиппо Липпи с юности и до самой смерти оставался художником, способным украсить стены или алтарь христианского храма таким образом, что прихожане и заказчики испытывали религиозный восторг. Мастер невероятным образом чувствовал красоту мира и людей, пылкость чувств и любовь к Богу и жизни. Все это трепетно, лирично, а порой ярко и монументально он передавал в своих произведениях. И зрители до сих пор, глядя на творения Липпо, раскрывают им навстречу свою душу, чувствуя, как вместе со зримыми образами Христа, Богоматери или святых в нее проникает теплый божественный свет.


Биография.


      Филиппо Липпи или Филиппо ди Томазо, как с рождения звали будущего художника, появился на свет во Флоренции, 23 июня 1406 года, в семье бедного мясника. В раннем детстве он потерял сначала мать, а затем и отца и остался на попечении у тетки. Спустя некоторое время она отдала его на воспитание монахам флорентийского монастыря дель-Кармине. В 15 лет Филиппо Липпи уже принял обет монашества и тогда же стал работать в качестве художника. Очевидно, творческие навыки у юноши проявились очень рано, на его становление повлияли произведения таких мастеров, как Мазолино да Паникале, Мазаччо и Анджелико Фьезольский.       

        Мастер, уже ведя иноческую жизнь, преимущественно работал над храмовыми фресками и алтарными образами. Но в 1431 году, по неподтвержденным данным, его похитили берберийские пираты и увезли в Африку. Там художник провел несколько лет в рабстве. Хозяин, владевший им, отпустил Липпи после того, как тот сразил его своим живописным мастерством. Существует версия, что художник написал на двери дома портрет своего владельца в полный рост, да так натуралистично и достоверно, что мужчина сам оплатил Липпи возвращение домой.

       В Италии мастер продолжил свою деятельность, в 1456 году он женился на Лукреции Бути, которая ради возлюбленного оставила монастырь в Прато. Вскоре у пары родился сын – будущий известный художник Филиппино Липпи. Молодоженам пришлось испытать много невзгод, но талант живописца помог Филиппо Липпи обрести влиятельного покровителя в лице активного политического деятеля Флорентийской республики, состоятельного купца и банкира, Козимо Медичи.

     Художник много работал, расписывал храмы и монастыри, некоторое время являлся учителем будущего мастера кисти – Сандро Боттичелли. 9 октября 1469 года Филиппо Липпи умер в Прато и был захоронен в капелле палаццо дель Подеста, в которой буквально накануне закончил свою работу.


Составитель текста: Светлана Королева.




Оставить комментарий