Благовещение - Понтормо Якопо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благовещение
Благовещение
Автор: Понтормо Якопо
Местонахождение: Церковь Санта-Фелиция, Флоренция
Произведение: Благовещение
Жанр: Фреска
Год создания: 1526 г.
Эпоха/течение: Маньеризм

Описание произведения

 

    Событие евангельской истории, которое в Церкви стало именоваться Благовещением, описывает евангелист Лука. Подробности происходившего апостол узнал непосредственно от Девы Марии. "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел" ( Лк. 1:26-38).
      Церковное Предание бережно хранит детали происходившего Благовещения. Считается, что в то время, когда архангел Гавриил принес благую весть, Мария размышляла над пророчеством Исаии: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14). И Ее горячим желанием было послужить этой святой жене.
       Сюжет Благовещения является одним из самых распространенных в религиозной живописи. Фреска Якопо Понтормо разделена на две половины архитектурой здания. В правой части показана Дева Мария. Ее одежда имеет традиционные иконографические цвета, несущие на себе символическую нагрузку. Красный цвет платья говорит зрителю, что Мария потомок царского рода Давида. Синий цвет накидки означает чистоту и целомудрие. Положение тела Девы Марии показывает, что Она только что обернулась, услышав обращение благовестника. Левая рука лежит на столе, за которым Богородица занималась чтением Священных текстов. Выражение лица Девы передает доброжелательное удивление и умиротворение.
       В левой части картины изображен архангел Гавриил. Художник представил его в виде юноши с короткими волосами и в красном хитоне. Развевающаяся одежда передает энергию движения посланника Божьего, а цвет символизирует пламенность служения. Выражение лица ангела, кроткое и благоговейное, помогает зрителю почувствовать тайну Боговоплощения. Не смотря на реалистичность изображения, фигура ангела кажется невесомой и парящей в воздухе.

 

История создания

 

    Фреска "Благовещение" написана Якопо Понтормо в 1526 году для церкви Санта-Фелиция. В 1525 году банкир Лодовико ди Джино Каппони пригласил Понтормо и его ученика Аньоло Бронзино для оформления интерьера церкви. В течение двух лет (с 1525 по 1526 год) художник и его ученик работали, не допуская никого внутрь помещения. К созданным им для капеллы полотнам принадлежит также известный алтарный образ "Снятие с креста"  и четыре тондо с изображением евангелистов.

 

Отношение автора к вере

       Якопо Каруччи родился в конце XV века в итальянской семье. Учитывая обстоятельства того времени, он скорее всего в младенчестве был крещен в католической вере, хотя документальных свидетельств подтверждающих этот факт или отрицающих его не обнаружено. Мальчик был щедро одарен художественным талантом и чувствовал ответственность за его преумножение. Поэтому рано осиротев, он отправился в мастерскую одного из самых лучших живописцев современности Леонардо да Винчи, который сразу оценил одаренность ученика. Работами Якопо восхищались Рафаэль, Микеланджело, дель Сарто. Понтормо являлся одним из любимейших художников Медичи, его творческий путь можно назвать триумфальным, что, по свидетельству современников, никак не отразилось на его характере: Якопо оставался застенчивым и малообщительным человеком, которого живопись интересовала больше всего остального. Светской жизни он предпочитал узкий круг друзей и учеников. Рано столкнувшись в своей жизни с неотвратимостью смерти, Якопо познал тщету земных удовольствий, богатства и славы. 

     Джорджо Вазари, автор "Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов", не раз подчеркивал скромность и отсутствие амбиций Понтормо.  "Его не интересовали ни деньги, ни слава, - удивлялся Вазари, - а однажды, выставляя счёт за картину одному из своих клиентов, не имевшему недостатка в средствах, он назвал сумму, необходимую для того, чтобы... выкупить свой старый плащ, отданный под залог". 

    Получив финансовую независимость, Якопо Понтормо приобрел земельный участок и устроил там жилище по своим внутренним предпочтениям. Это было подобие убежища отшельника: на чердаке художник оборудовал мастерскую и находился там целый день, убрав лестницу, как единственную связь с внешним миром.

     Беспокойные политические события, происходившие во Флоренции в первой трети XVI века и смерть его наставника Андреа дель Сарто отразились на чувствительной душе Понтормо. Переживая тяжелый душевный кризис, художник смог преобразовать внутренние импульсы в творческие находки большой эмоциональной силы, раскрывающие искреннее чувство его персонажей. В своих работах Понтормо противопоставлял реальному миру духовно-мистические ценности, усиливая субъективное начало. 

     

Биография

 

     Якопо Каруччи родился 24 мая 1494 года в городе Понтормо в семье живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи.
      В самом начале своей жизни Якопо пришлось столкнуться с потерей всех родных: в 1499 году умирает его отец - живописец, ученик Гирландайо; в 1504 году умирает мать, через год - дедушка и бабушка, а после них - его единственная сестра. Рано повзрослевший, угрюмый и замкнутый одиннадцатилетний мальчик приезжает во Флоренцию, где находит свое место в мастерской Леонардо да Винчи. Однако быть учеником великого мастера ему приходится недолго - в 1506 году Леонардо отправился в Милан, рекомендовал своего ученика Пьеро ди Козимо, в мастерской которого Якопо продолжил свое обучение. По утверждению Вазари, именно в этот период 14-летний Понтормо создаёт своё первое самостоятельное произведение - небольшую картину "Благовещение", которая вызвала похвальный отзыв Рафаэля Санти.
      Вскоре после этого Каруччи, прозванный Понтормо, переходит в Скуолу-ди-Сан-Марко, основанную фра Бартоломео. Там он познакомился с Джованни Баттиста Россо, уговорившего молодого художника в 1512 году поступить в известную мастерскую Андреа дель Сарто. Эта мастерская специализировалась на исполнении заказов, полученных от семьи Медичи. К 1513-1514 годам относятся первые работы Понтормо, созданные им для этого могущественного клана. Выполненные в это время фрески церкви Сантиссима Аннунциата отражают гармоничную манеру Андреа дель Сарто, но считаются более эмоциональными.
     В 1515 году, к приезду папы Леона X во Флоренцию, Понтормо получил заказ на фрески для оформления капеллы в церкви Санта-Мария-Новелла. Здесь проявилась сила таланта молодого художника, специалисты ставят эти работы в один ряд с римскими фресками Микеланджело и Рафаэля. Предполагают, что перед тем как приступить к росписи, Понтормо побывал в Риме, где в Ватиканском дворце видел расписанные Рафаэлем в 1509-1514 году папские станцы.
      О совершенном владении мастером самыми передовыми приемами тогдашнего искусства свидетельствует "Алтарь Пуччи", над которым Понтормо работал в 1518 году, находясь под влиянием гравюр Альбрехта Дюрера. В этот период в творчестве художника появилась тенденция отхода от обязательных, ставших классическими, канонов ренессансного искусства. В 1519 году Понтормо принимает участие в оформлении Большого зала виллы Медичи в Поджо-а-Кайано, где он создал стенную роспись "Вертумн и Помона". Посмертный портрет Козимо Старшего, выполненный по заказу Оттавиано Медичи, еще раз свидетельствует о доверии, оказанном Понтормо княжеской семьей.
     В 1523-1525 годах для картезианского монастыря Галуццо Понтормо написал пять фресок из Страстей Христовых.
     С 1525 по 1528 год художник работал над украшением часовни Барбадори в церкви Санта-Феличита .
     С осадой Флоренции имперскими войсками в 1529 году и смертью Андреа дель Сарто в следующем году начинается новый этап в жизни живописца. В этом году Якопо приобрел земельный участок на Виа-Лаура поблизости от церкви Сантиссима-Аннунциата. С восстановлением власти Медичи во Флоренции Понтормо становится одним из их придворных художников. По заказу нового правителя, герцога флорентийского Алессандро Медичи, мастер занимается оформлением одной из лоджий виллы в Кареджи и заканчивает работу в январе 1537 года, незадолго до трагической гибели заказчика. Его преемник, Козимо Медичи (Младший), привлечет Понтормо и его талантливого ученика Бронзино к оформительским работам на вилле Кастелло. Ни одна из картин, написанных художником в этот период, к сожалению, не дошла до наших дней. В последние два года жизни (с март 1554 г. по ноябрь 1556 г.) Понтормо вел дневник, в котором записывал подробности своей жизни от питания и здоровья до  хода работ над фресками базилики Сан-Лоренцо.
     Дата смерти художника неизвестна. Похоронен Якопо Понтормо 2 января 1557 года в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции.
     Понтормо в своей живописи отошел от надрывной героики образов позднего Ренессанса и положил начало новому анти-классическому направлению, получившего название "маньеризм".

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий