Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Статуя из стукко (искусственного мрамора), изображающая Архангела Гавриила из Библейской сцены «Благовещение» была создана скульптором итальянского Барокко Орацио Маринали в начале XVIII века. Произведение украшает одну из ниш базилики Санта-Мария-ди-Монте-Берико в Виченце.
Архангел представлен в виде юноши со сложенными за спиной крыльями. Жестом поднятой левой руки он указывает в Небеса. Эффект движения его фигуре придают взвихрившиеся драпировки. Гавриил будто спешит сообщить Пресвятой Деве Благую Весть. – «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28).
Ангельский лик, обрамлённый короткими курчавыми волосами, светел и вдохновенен. Губы Небесного посланника приоткрыты – он возвещает Марии о Её Божественном Предназначении. Статуя не отполирована – очевидно, намеренно, по задумке мастера. Возможно, через эффект грубой фактуры, он хотел сделать ангельский образ более «земным».
Пластика Орацио Маринали наполнена драматизмом и внутренней экспрессией. Мастер умело и точно, через мимику и жесты, передаёт эмоции своих героев. Игра света и тени на поверхности скульптуры оживляет мрамор, сообщая фигурам иллюзию движения.
История создания
Статую Архангела Гавриила из стукко Орацио Маринали создал в начале XVIII столетия для украшения новой базилики Санта-Мария-ди-Монте-Берико в Виченцо. Мастеру было поручено скульптурное оформление церкви, которую в 1688 году спроектировал венецианский архитектор Карло Борелло.
Прежняя церковь на этом месте была посвящена Деве Марии, которая, согласно легенде, дважды являлась на холме Монте Берико. Мадонна пообещала жителям Виченцы избавление от чумы (1428), если они построят здесь храм. Позже, после постройки новой церкви в 1703 году, он был превращён в Святилище.
Отношение автора к вере
Орацио Маринали лишь часть своих скульптурных работ посвятил религиозной тематике. В основном он трудился над статуями, украшающими сады и ландшафтные парки, в чём был признанным и весьма востребованным мастером. Однако его произведения на Библейские темы, безусловно, отражают чувства истинного христианина, поражая своей экспрессией, тонким подтекстом и ювелирным исполнением.
В созданных за долгие годы скульптурного творчества образах Христа, Богоматери и Святых, Маринали мастерски передаёт и их человеческую эмоциональность, и Высшую одухотворённость. Его прекрасные произведения и сегодня украшают церкви Италии.
Биография
Орацио Маринали, итальянский мастер эпохи позднего Барокко, родился в 1643 году в Бассано дель Граппа, в семье скульпторов. Он унаследовал от отца мастерскую в Виченце и работал со своими братьями. Предположительно, Маринали обучался мастерству скульптуры и у великого Бернини в Риме. Под его влиянием Орацио стал использовать в пластике сильные эффекты кьяроскуро (светотени), придавая своим произведениям больший драматизм и внутреннюю энергию. Мастер также был хорошим портретистом, и умел точно передать эмоциональное состояния своих героев.
Маринали часто работал по заказам Святого престола. Известны такие его произведения на Библейские темы, как: скульптурная группа Пьета (Венеция, церковь Сан-Винченцо), алтари дель Розарио (собор Бассано, церковь Сан-Никколо в Тревизо), фигуры Ангелов в соборе Виченцы, алтарь в базилике Санта-Джустина в Падуе, статуи Христа, Богородицы и Святых во многих итальянских базиликах.
Плодовитый мастер также создал более 150 произведений для украшения частных поместий и садов (персонажи театра комедии дель арте и брави, стуковый декор, оформление фонтанов). В России его работы есть в Летнем саду Санкт-Петербурга (бюсты Аристотеля, Демокрита, Гераклита, Сенеки, Диогена, Марса, Аполлона и Мидаса), изящная скульптурная группа «Юпитер и Антиопа» находится в Государственном Эрмитаже, бюсты философов – в Пушкине и Павловске. Умер Орацио Маринали в 1720 году в Виченце.
Автор текста: Марина Румянцева.