Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Статуя Святого Пророка и Предтечи Иоанна на крыше собора Святого Петра находится рядом со статуей Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, слева от последнего.
Несмотря на то, что ее автор, Симеон Друин, был еще молодым скульптором, он мастерски справился с задачей – изваяние, выполненное из известняка, очень гармонично. Но мастер не избежал влияния великих предшественников – в образе Святого Пророка и Предтечи читаются отсылки к образу философа Платона из станц Рафаэля, находящихся в Ватиканских дворцах, рядом с собором, – мы видим тот же разворот фигуры, тот же жест поднятой правой руки. К сожалению, перенос этого, несомненно, очень выразительного жеста из живописи в скульптуру, потребовал укрепления статуи – сейчас рука находится в специальных железных стяжках. В левой руке у Святого Пророка – металлический тонкий крест с развевающимся же металлическим полотнищем, на котором по-латински написано «Се Агнец Божий» (Иоанна, 1:29). Крест с полотнищем имитирует типичное изображение из итальянских икон раннего Возрождения, а положение руки опять отсылает нас к образу Платона.
Святой Предтеча почти полностью обнажен – лишь на его бедрах намотана власяница в виде шкуры животного, а левая рука скрыта плащом, которого Иоанн Креститель не носил (еще одна отсылка к бессмертному творению Рафаэля). Но тело его – это тело пропорционально сложенного человека, которого не коснулись лишения, оно дарит смотрящим эстетическое удовольствие от гармонии форм. Голова Святого Пророка обращена к статуе Господа и Спасителя нашего. Иоанн изображен как человек средних лет, со внимательным взглядом и достаточно густыми, хотя и не уложенными волосами. Его лицо напоминает римские портреты рубежа эр.
История создания.
Скульптура стоит на крыше западного фасада собора Святого Петра в Риме. Само здание было возведено в 1506-1564 годах рядом архитекторов, среди которых были Рафаэль и Микеланджело. Западная часть собора и фасад, выходящий на площадь, были возведены в начале XVII века. Это было решение папы Павла V. Он поручил архитектору Карлу Мадена достроить здание до формы латинского креста. После возведения, фасад был украшен фигурами: на его крыше в центре была вознесена статуя Господа и Спасителя Иисуса Христа, а вокруг него – Святой Пророк и Предтеча Иоанн Креститель и 11 апостолов (Иуда Фаддей, Матвей, Филипп, Фома, Иаков Заведеев, Андрей, Иоанн Богослов, Иаков Алфеев, Варфоломей, Симон, Матфий). Статуи Святого Апостола Петра на крыше нет – она вместе с изваянием Святого Апостола Павла находится у входа в собор.
Отношение автора к вере.
Симеон Друин был искренним католиком. Он был достаточно ревностным, так что создатель западного фасада собора Святого Петра Карло Модена счел возможным привлечь молодого мастера к работам над скульптурным оформлением фасада.
При этом Друин был человеком своего времени, и по заказам герцогов Нанси с удовольствием исполнял статуи на античные сюжеты, что не противоречило его вере.
У себя на Родине он прослыл прекрасным мастером и верующим человеком, что привлекло к нему многочисленных церковных заказчиков.
Биография.
Симеон Друин родился в Лотарингии в конце XVI века (возможно, в 1591 году), его отец, Флорент Друин (1540-1612), работал в Нанси, сын учился сначала у отца, а затем продолжил обучение в Риме, у папского скульптора Николя Кордье. В Риме скульптор прожил с 1609 до 1615 года, и создал три из тринадцати скульптур на крыше собора Святого Петра.
Вернувшись в Лотарингию, он поступил на службу к герцогу Генриху II, для которого он изготовил с 1616 года четырнадцать мифологических статуй, предназначенных для ниш в саду (или партере) герцогского дворца. В 1626 году для торжественного прибытия в Нанси герцога Карла IV Друин установил перед ратушей Нанси фонтан, изображающий Геракла, убивающего Лернейскую гидру. Шесть лет спустя Друин закончил начатое другими мастерами возведение герцогской часовни церкви Кордельеров.
В 1633 году, чтобы приблизить окончание эпидемии чумы, магистрат города Нанси решил возвести обетный храм Нотр-Дам-де-Бонскур, который украшал Друин. От этой постройки остались всего три статуи его работы. Также Друин был архитектором церкви аббатства Сен-Леопольд, построенной в 1626 году. Умер мастер либо в конце 1651, либо в начале 1652 года.
Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.