Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Многофигурная композиция, составленная из трех сюжетов триптиха, описывает то, что написано в стихах 31-34 главы 25 из Евангелия от Матфея: «…Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…» (Мф.25:31-34).
Центр композиции главной части триптиха построен на оси симметричного расположения фигур Иисуса, судящего людей, и архангела Михаила, взвешивающего их души. Их объединяет полукруг, который можно трактовать, как портал, через который приходят души из мира людей. В его верхней части представлена сфера - символ всей земли, на который ногами опирается Христос. Его правая «милующая» рука поднята в благословляющем жесте, левая, «рука справедливости» — опущена. Полукругом, параллельно верхней части портала, Иисуса окружают 12 апостолов, Богородица и Иоанн Креститель, ходатайствующие за все души людские. Над этой группой располагаются ангелы, которые несут знаки Страстей Христовых (бич и столб бичевания, крест, терновый венец, молоток и гвозди), а под ними — ангелы, трубящие в фанфары апокалипсиса.
Из уст Христа в разные стороны исходят пламенеющий меч и лилия. Первый символизирует справедливое наказание и поэтому люди, изображенные в самом низу правой части картины, это – грешники. Их фигуры представлены в изломанных, экстатичных позах ужаса, ведь их черти загоняют в ад.
С левой стороны, под лилией, означающей целомудрие, располагаются праведники и ангел оберегает их от вездесущих чертей.
На правой створке триптиха - трагичная сцена низвержения грешников в ад. Их мимика, жесты и позы свидетельствуют об ужасе, ведь переплетенные в страданиях тела ввергаются в гиену огненную.
Левая створка триптиха представляет рай. Праведники, получая благословение от святого Петра, степенно поднимаются по хрустальной лестнице к вратам небесного Иерусалима. Там их под музыку встречают ангелы. Из приоткрытых врат Рая и над его башнями сияет золотой божественный свет. Сами врата богато украшены: на фронтоне - барельеф с изображением сотворения Евы. На пилястрах портала расположены статуи ветхозаветных пророков и царей. Под тимпаном – барельефная группа – в окружении символов четырех евангелистов: быка, льва, орла и ангела, на троне восседает Христос, у его ног — Агнец.
В целом композиция всего произведения представляет собой широкий, динамический полукруг.
История создания
Триптих был заказан Мемлингу управляющим банком Медичи в городе Брюгге, Якопо Тани. Этот состоятельный голландец намеревался украсить им свою личную капеллу, построенную в честь архангела Михаила при монастырской церкви аббатства Бадиа-Фьезоле во Фьезоле, что неподалеку от Флоренции.
Чтобы переправить триптих из Брюгге во Флоренцию, в 1473 году его вместе с другим товаром погрузили на галеру «Маттео», принадлежащую банку Медичи. Но корабль был атакована пиратами под предводительством некоего Пауля Бенеке, нанятого Ганзейским союзом для ведения боевых действий с Англией. Бенеке передал триптих своим хозяевам - в польский город Данциг. Ни протесты банка Медичи, ни даже булла папы Сикста IV не помогли Якопо Тани вернуть триптих.
В следующие столетия, из-за мировых войн, триптих побывал в Париже, Берлине, Ленинграде и благодаря настойчивости польской стороны был возвращен в Гданьск, в Национальный музей, расположенный в средневековом монастыре Святой Троицы.
Отношение автора к вере
О жизни этого художника известно очень мало. Предположительно Ханс Мемлинг начал обучаться живописи у монахов бенедиктинского аббатства в родном городе Зелингенштадте. Соответственно все образы, которые он писал в юности, да и в дальнейшей зрелой жизни, были христианскими и имели прямое отношение к евангельским сюжетам. Чтобы создать нечто великолепное, а тем более шедевр, его истоки нужно взрастить в собственной душе. Судя по его произведениям, художник был искренним христианином и очень чутким автором живописных сюжетов. Большинство его работ – прекрасные алтарные композиции, которым в дальнейшем молилось не одно поколение голландцев. При взгляде на его картины возникает тонкое, душевное ощущение любви к Господу и духовное смирение, которыми несомненно обладал сам художник и проповедовал это своим зрителям.
Биография
Некоторые искусствоведы склоняются к мысли, что отец будущего художника происходил из селения Мемминген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген в 1451 году скончался в Зелингенштадте. Ганс Мемлинг родился в этом же городе, около 1430 года.
Начальные уроки живописи юноша получил у местных монахов, а как профессиональный художник, сложился в Кельне, где возможно учился у живописца Стефана Лохнера.
В 1459 – 1640 годах мастер вернулся в Голландию и вероятно работал в мастерской Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Однако документальных свидетельств о его ученичестве не сохранилось. Но, несомненно, творчество этого мастера оказало на Мемлинга колоссальное влияние.
30 января 1465 года Ханс Мемлинг переехал в Брюгге, получил гражданство Нидерландов и стал членом гильдии Святого Луки. Об этом свидетельствуют архивные записи. А вот то, что он участвовал в сражениях в качестве солдата армии Карла Смелого и был тяжело ранен в бою при Нанси – не имеет документальных подтверждений. Но однозначно точно художник долгое время находился в госпитале Святого Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для монахов-госпитальеров несколько картин.
Позже мастер купил дом в Брюгге на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев, женился на Анне Фалкенаре и родил троих сыновей: Яна, Корнелиса и Николаса.
У Мемлинга была своя мастерская, в которой также работали его ученики, сыновья и другие живописцы.
Умер Ханс Мемлинг 11 августа 1494 года, и был похоронен на кладбище церкви Святого Гислена в Брюгге.
Автор текста: Светлана Королева.