Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Рельеф «Страшный Суд» был создан неизвестным мастером для украшения тимпана западного фасада церкви Санта Фе в аббатстве Конка. Три его регистра символизируют прошлое, настоящее и будущее, а также три библейских царства: Небесное, земное и подземное.
В центре среднего регистра восседает на троне Христос во Славе, помещённый в мандорлу со звёздами, которую держат четыре ангела. Правая рука Спасителя указывает на небо, левая – на ад. Лицо его строго, на теле – раны от распятия. Одесную от Спаса предстоят Дева Мария и святой Пётр, над их головами сияютс нимбы.За ними находятся фигуры основателей и покровителей аббатства, несущих дары. По левую руку от Спасителя находится ангельское воинство. Два ангела обращены к Христу – нижний держит кадило, у того, что наверху в руках раскрытая книга с надписью на латыни «Книга жизни запечатана». Ещё два ангела в доспехах и с оружием охраняют Врата, за которыми демоны расправляются с грешниками, идущими на Суд.
В правой части нижнего регистра изображён Рай в виде Горнего Иерусалима, в центре которого находится фигура Авраама, обнявшего за плечи двух праведников. По правую руку от Авраама представлены мученики, жёны-мироносицы и разумные девы со светильниками. Слева от Авраама – пророки со свитками и апостолы с кодексами (рукописями). За ними – врата Горнего Иерусалима и ангелы, пропускающие избранных. Над вратами изображён Архангел Михаил с весами для людских душ, ему противостоит демон, жульничая, надавливающий на чашу со своей стороны. За Михаилом, в треугольной нише, находятся три Ангела, открывающих гробы. В такой же нише, но в левой части регистра, изображена распростёртая в молении Господу Святая Фоя (Санта Фе), покровительница пленников и узоразрешительница, с символами церкви – аркадой, алтарём, троном и разорванными цепями. Со стороны ада, по левую руку от Спаса, представлены картины мучений людей, совершивших в жизни какой-либо грех. В преддверии преисподней находится левиафан в виде разинутой собачьей пасти, куда демон отвратительного вида заталкивает грешников. За ним, уже в аду, возглавляемым сатаной, красочно и подробно представлены картины наказания за все семь смертных грехов.
Верхний регистр тимпана представляет Небеса и вечное Царство Божие. В его середине изображён большой крест, который несут два летящих ангела. По сторонам креста находятся ещё две фигуры трубящих ангелов, возвещающих Судный день.
В работах романских скульпторов чётко противопоставляются друг другу добро и зло, Рай и преисподняя, небо и земля. Такая напряжённая борьба различных частей вселенной в творчестве передаётся эмоциональностью, многофигурностью, сложностью и динамичностью пластических композиций.
История создания
Во французской Окситании, в деревушке Конк, находится старинное аббатство и знаменитая аббатская церковь Санта Фе, строительство которой началось под руководством аббата Одолрика (1031–1065), на фундаменте базилики X века. Нижние части апсид возводились из местного красного песчаника, но материал был слишком рыхлым и больше не использовался при дальнейшем строительстве, возглавляемом аббатом Этьеном II (1065–1087). Предпочтение отдавалось камню «Руссе», ярко-желтому известняку тёплых тонов, которые уравновешивали цвета серого сланца, используемого в обычной каменной кладке. Во времена Великого аббата Бегона III, возглавлявшего аббатство в течение двадцати лет (1087–1107), был самый интенсивный период строительства. Свод церкви и возведение западного фасада, вероятно, были завершены под руководством аббата Бонифация (1087–1125).
Купол церкви был перестроен во второй половине XV века, свод стал готическим. В 1568 году церковь Санта Фе подожгли протестанты, и она была почти разрушена пожаром – снесены передние башни и центральная колокольня. Позже церковь была восстановлена и увенчана рамным шпилем.
Оформление знаменитого тимпана церкви, очевидно, проводилось при аббате Бонифации (1087–1125), мастер неизвестен.
Автор- текста: Марина Румянцева